На фото заседание Бундестага. Фото Reuters
Бундестаг двумя третями голосов правящей коалиции (социал-демократов (СДПГ), свободных демократов (СвДП) и «Зеленых»), а также оппозиционного консервативного блока ХДС/ХСС внес поправки в Конституцию. Противниками подобных изменений выступили Левая партия и «Альтернатива для Германии». Речь идет о дополнении Основного закона новым параграфом 87а. Теперь, невзирая на закрепленный в Конституции запрет правительству сводить бюджет с дефицитом (так называемый «долговой тормоз»), Бундесверу дан зеленый свет брать кредиты и, следовательно, влезать в долги.
Принятие поправки, которая еще должна будет утверждаться двумя третями верхней палаты парламента Бундесратом, позволит повысить военные расходы, о которых федеральный канцлер Олаф Шольц объявил сразу после начала специальной военной операции РФ в Украине (см. «НГ» от 28.02.22). Речь шла о 100 млрд евро специального оборонного пакета, которых в бюджете не было, и, чтобы найти эти средства, правительству пришлось бы влезть в долги, нарушив «долговой тормоз». Чтобы преодолеть это препятствие, и понадобилось изменение Конституции.
За счет вливания новых денежных средств в оснащение Бундесвера будет также профинансирован двухпроцентный от ВВП вклад Германии в военные расходы (до сих пор Берлин пренебрегал выполнением этого правила НАТО). Как отмечает немецкое информагентство n-tv, это позволит превратить Бундесвер в течение пяти лет в полностью боеспособную армию.
Значительная часть средств 100-миллиардного пакета (41 млрд евро) будет потрачена на обновление авиации. Уже предусмотрена покупка 35 американских самолетов-невидимок F35 фирмы Lockheed Martin, которые могут нести ядерное оружие, 15 самолетов Eurofighter фирмы Airbus (в дополнение к имеющимся 140), а также штурмовиков F18 фирмы McDonnell Douglas. Эти приобретения должны будут заменить 93 находящихся на вооружении люфтваффе устаревших Tornado. Однако эти планы отодвигают на неопределенный срок предыдущие договоренности с Францией о создании совместного боевого самолета FCAS. Предусмотрено также приобретение последних версий 60 транспортных вертолетов CH-47F фирмы Boeing.
Будут приобретены и боевые дроны израильского производства Heron TP. Таким образом, окончен многолетний спор о целесообразности использования дронов Бундесвером. Боевые действия в Украине убедили политиков в их необходимости.
Второй по размерам статьей расходов станет оснащение всех родов войск новой коммуникационной техникой. На это предполагается израсходовать 21 млрд евро. Речь идет о надежности и способности передавать и принимать сообщения в зашифрованном виде.
ВМС получат на перевооружение 19 млрд евро. На них будут приобретаться корветы и фрегаты, а также подводные лодки, в первую очередь типа U212А (многоцелевые неатомные субмарины). На сухопутные вооруженные силы предполагается израсходовать 17 млрд евро. Они будут потрачены на создание нового танка, преемника Leopard 2, который будет создан в кооперации с Францией, и приобретение новых боевых машин пехоты и транспортных средств.
С точки зрения эксперта по внешней политике Олин Матлё, инвестиции в оборону должны быть интегрированы в политическую стратегию. Но в этом вопросе пока у федерального правительства, видимо, ясности нет. Шольц на днях в интервью трем немецким изданиям (Stuttgarter Zeitung, Stuttgarter Nachrichten и Neue Berliner Redaktionsgemeinschaft) заявил, что «Германия будет иметь в Европе в рамках НАТО крупнейшую армию», которая «укрепит безопасность Европы и союзников Германии». И главное, Шольц обещал военную поддержку Украине. Хвалу своим действиям можно объяснить скорее всего попытками улучшить в глазах общественности собственный имидж, который уступает его партнерам по правительственной коалиции Роберту Хабеку и Анналене Бербок.
Судя по данным опроса, проведенного Infratest dimap в связи с военной поддержкой Украины, немецкое общество расколото. Половина респондентов выступают за жесткую позицию в отношении России (а планируемое перевооружение как раз это и должно доказать). Но 43% требуют не провоцировать Москву (плюс 3% по сравнению с опросом в конце апреля). В связи с этим Матлё призывает Шольца и его правительство определиться, намерена ли Германия концентрироваться на устрашении России.