Уэнди Шерман будет убеждать собеседников в Азии, что США окажут им всяческую поддержку. Фото со страницы Государственного департамента США в Flickr
Замгоссекретаря США Уэнди Шерман посетит Южную Корею, Филиппины, Вьетнам, Лаос. США встревожены тем, что КНР – ведущий торговый партнер соседних стран – может подчинить их своему влиянию. Тем более что события в Украине вынудили Вашингтон и союзников перебросить больше войск в Европу. Задача Шерман состоит в том, чтобы рассеять сомнения партнеров в решимости Соединенных Штатов противостоять Китаю.
Как отмечает South China Morning Post, несколько дней назад президент США Джозеф Байден посетил Южную Корею и Японию, где объявил новую инициативу – Индо-Тихоокеанскую экономическую рамочную программу (IPEF), которая должна привязать страны региона к Америке, а также встретился с лидерами Японии, Индии и Австралии в формате Quad.
Обе эти структуры призваны служить противовесом Китаю. А до этого вояжа Байден принял у себя лидеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для того, чтобы показать, что он по-прежнему фокусирует свое внимание на этом регионе.
Нет сомнения, что побудительным мотивом этого всплеска внешнеполитических шагов стал Китай, говорит Дипа Оллапалли, профессор Университета Джорджа Вашингтона. Естественно, в каждой столице, где побывает Шерман, у нее разные задачи. В Сеуле замгоссекретаря постарается укрепить трехстороннее взаимодействие между США, Японией и Южной Кореей. Разногласия между Сеулом и Токио долго ослабляли эту «ось». Но новый президент Южной Кореи Юн Сок Ёль подал сигнал, что хочет обеспечить большее единство трех государств по геополитическим проблемам.
На Филиппинах Шерман встретится с избранным президентом Фердинандом Маркосом, сыном бывшего правителя, руководившего страной с 1956 по 1986 год. Тут гостья может указать на совпадение интересов двух стран. Китай претендует на контроль почти над всей акваторией Южно-Китайского моря. Требования КНР включают большие участки исключительной экономической зоны Филиппин. Но арбитражный трибунал ООН в 2016 году объявил эти притязания незаконными с точки зрения международного права. Маркос заявил, что будет опираться на решение трибунала для защиты вод Филиппин. И тут он, вероятно, получит поддержку США.
Во Вьетнаме Шерман будет говорить с местными чиновниками о торговле и экономических связях. Так как председатель КНР Си Цзиньпин проводит политику нулевой терпимости к вирусу, поступают сведения, что многие большие компании США, включая Apple, хотят перенести производство с китайских фабрик во Вьетнам. Шерман, как ожидают, обсудит эту возможность с чиновниками в Ханое.
Джошуа Кэрлнатзик, старший научный сотрудник мозгового треста, близкого к вашингтонской администрации, говорит с надеждой, что если Китай будет следовать курсу на нулевую терпимость, то он из-за жестких ограничений подорвет свою экономику, а следовательно, и влияние в Азии.
Что касается Лаоса, то он был ближе к Китаю, чем другие страны региона. Шерман постарается дать стимул стремлению Лаоса к большей независимости, пообещав экономическую поддержку, а также помощь в расчистке неразорвавшихся мин, оставшихся после войны во Вьетнаме.
Но насколько велика в реальности угроза Китая подорвать американское доминирование в бассейне Тихого и Индийского океанов? С большой лекцией на эту тему выступил в Цюрихе Кевин Радд, бывший премьер-министр Австралии, ныне президент Азиатского общества в Нью-Йорке. По его словам, КПК остается марксистско-ленинской партией. Ни один лидер КНР не говорил столько о марксизме-ленинизме со времени Мао Цзэдуна, как Си Цзиньпин. Поэтому центральной задачей Пекина остается сохранение власти в стране в руках партии. Все, что ослабляет эту власть, недопустимо. Нельзя допускать снижения жизненного уровня населения. Нельзя допускать и ослабления международных позиций Китая, чтобы не подорвать престиж партии внутри страны.
С этой точки зрения, нерациональны недостаточно подготовленные военные акции, примером чему служат действия России в Украине, подчеркивает Радд. Китай не отказывается от воссоединения Тайваня с Родиной мирным или военным способом. Но китайцы – реалисты, считает австралиец. Сначала Китай должен обойти США и стать первой экономикой мира, затем превзойти их по военной мощи. А это значит, что вариант воссоединения с помощью силы может быть реализован только в конце 20-х или начале 30-х годов.
В беседе с «НГ» Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения в Высшей школе экономики, тоже высказал мнение, что в ближайшие два-три года военных действий в Тайваньском проливе не будет. «Судить о том, какие выводы сделал Пекин из событий в Украине, чрезвычайно сложно. Ясно только, что их всесторонне изучают. Что касается угрозы для США, то в Пекине раньше говорили, что не нужно высовываться, надо скрывать свои силы. Теперь Китай говорит о великом возрождении китайской нации, продвигает свою модель мирового развития. Эти планы Пекин связывает с ростом своей экономической мощи и открыто заявляет о них».