На конвейере Volkswagen в Урумчи пока продолжается сборка автомашин. Фото Reuters
Минэкономики Германии отказалось предоставить автопроизводителю Volkswagen гарантии на новые инвестиции в Китае из-за опасений по поводу нарушений прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Оно заявило, что ситуация ухудшилась в связи с применением принудительного труда и массовым интернированием уйгуров. Потому Берлин не даст гарантии проектам, которые находятся в Синьцзяне или имеют связи с работающими там компаниями, пишет Spiegel. Китай отвергает обвинения. Реальное положение в регионе могла выяснить миссия верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет.
Как передает Reuters, у Volkswagen есть завод в Урумчи, столице Синьцзяна. Представитель компании подтвердил, что она обратилась к правительству Германии за гарантиями инвестиций в Китае, но пока не получила официального ответа.
Как следует из заявления министра экономики Роберта Хабека, Германия, которая пытается освободиться от зависимости от российского газа, теперь переосмысливает контакты и с Китаем и будет придавать больше значения правам человека. Это происходит несмотря на то, что Китай – важный торговый партнер Германии.
Берлин также будет тщательней отслеживать то, какие субсидии от своего государства получают китайские компании, которые хотят работать на немецком рынке. Комментарии Хабека, так же как министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок, свидетельствуют о том, что нынешнее правительство проводит более жесткую политику по отношению к Китаю, чем правительство Ангелы Меркель.
Би-би-си и другие западные платформы сообщили, что добыли большое количество данных о так называемых лагерях перевоспитания. Эти данные получены хакерами с серверов полиции в Синьцзяне. Но политика хоть и влияет на бизнес, все же, по словам эксперта, долго работавшего с китайскими предпринимателями, Volkswagen будет решать вопрос о том, делать ли новые капиталовложения в Китае, в зависимости от того, принесут ли они прибыль.
Есть внутренняя норма возврата инвестиций. Если вложения за границей не обещают выполнения этой нормы, то фирма может рассчитывать на поддержку правительства, которое поощряет инвестиции в данную страну. К примеру, Volkswagen сборку осуществляет в Китае, а комплектующие частично делают в Германии. Если Берлин отказывает в субсидиях, то концерн оказывается один на один с китайским рынком. Но поскольку сами китайцы стали производить много приличных автомобилей, особенно электрических, ему придется трудно. Значит, новые проекты могут не состояться. У Volkswagen есть огромный завод в Шанхае. Он, конечно, будет продолжать работать.
В беседе с «НГ» Андрей Островский, руководитель экономических исследований в Институте Дальнего Востока РАН, отметил: «На Китай Запад оказывает давление в связи с Синьцзяном. Но доказательства о репрессиях бывают фейками. Например, фотография на одном из сайтов воспроизвела полицию. Но иероглифы на подписи были не упрощенными, как в КНР, а такими, которые используются на Тайване и в Гонконге. В итоге выяснилось, что изображено учение полиции Тайваня».
Что касается Volkswagen, то он зашел в Китай больше четверти века назад, рассказал эксперт. Сначала это была реконструкция завода в Чанчуне, построенного с помощью СССР. Китайцы предложили эту работу России, но она отказалась. Туда пришел немецкий концерн и стал производить автомобили. Часть идет на экспорт. Затем был построен завод в Шанхае.
«В обоих городах это были на конец ХХ века совместные предприятия. У них опыт работы в Китае огромный. Это не фирма, которая в первый раз входит на рынок. Думаю, они могут обойтись без субсидий своего правительства. Любопытно, что в 1995 году китайцы предложили двум немецким фирмам – Opel и Volkswagen реконструировать завод в Чанчуне. Opel счел, что китайцы нищие и никто не будет ездить на машинах, и был таков. А в 2007 году прогорел во время кризиса. А Volkswagen остался и выгадал. Ведь китайский рынок огромный», – заключил Островский.
Как бы то ни было, несмотря на полемику вокруг Синьцзяна, Volkswagen построил завод и в столице региона Урумчи. Во время своего вояжа в Китай Мишель Бачелет о нем не упоминала. Полемика вокруг поездки не стихает. Орган ЦК КПК «Жэньминь жибао» подчеркивает, что Управление верховного комиссара ООН по правам человека и правительство Китая договорились наладить регулярное взаимодействие. А New York Times утверждает, что за шесть дней пребывания в Китае Бачелет не провела расследования преступлений, совершенных властями.