Международному уголовному суду в Гааге собирается помогать весь Евросоюз. Фото с сайта www.icc-cpi.int
Запад ускорил работу, которая позволит начать уголовное преследование российских участников операции в Украине. Принято несколько решений, упрощающих документацию фактов военных преступлений. Единого международного трибунала по Украине, аналогичного тому, что был по бывшей Югославии, пока не предполагается создавать. Россиян собираются преследовать как по линии национальной юстиции стран ЕС, так и силами надгосударственных судебных структур – в первую очередь Международного уголовного суда.
Европейская служба внешних связей (этот орган играет роль Министерства иностранных дел Евросоюза) сообщила о формировании Консультативной группы по жестоким преступлениям (Atrocity Crimes Advisory Group, ACA). В нее войдут следователи, старшие прокуроры, эксперты в области криминалистики, причем не только из стран ЕС. Как подчеркивается в сообщении Европейской службы внешних связей, в ACA будут в том числе представители США, Великобритании и ряда других стран, не входящих в Евросоюз. Заявленная функция новой структуры – консультативная помощь украинской Генпрокуратуре, расследующей дела о военных преступлениях. Имеется в виду не обмен информацией и помощь в проведении экспертиз, а более тесное сотрудничество. Члены ACA станут частью так называемых мобильных групп правосудия. Они будут работать на местах, оказывая поддержку украинским следователям.
Можно сказать, что теперь расследования Генпрокуратуры Украины событий в Буче, Гостомеле и других регионах, оставленных российскими войсками, окончательно интернационализируются. Этот процесс начался еще два месяца назад.
С конца марта действует объединенная следственная группа. На постоянной основе в нее входят представители прокуратур Литвы, Польши и собственно Украины. Однако действует она в тесном взаимодействии с Евроюстом. С помощью этого агентства ЕС группе оказывают поддержку юстиции многих государств Евросоюза. Вопреки названию основная функция группы – консультативная. Но и правом на сбор и хранение доказательств она тоже обладает. Причем в ближайшее время значимость именно этой функции объединенной следственной группы возрастет. Совет ЕС обнародовал сообщение, где утверждается, что он принципиально согласовал решение предоставить Евроюсту право хранить и анализировать доказательства, касающиеся дел о военных преступлениях и геноциде. Речь идет о всех доказательствах, кроме свидетельских показаний, – от спутниковых снимков до проб ДНК. Ожидается, что формальное решение будет принято 30 мая на саммите ЕС.
Таким образом, в ЕС создается целая система, позволяющая преследовать лиц, против которых будут выдвинуты обвинения в военных преступлениях. Ее низовой уровень – это Генпрокуратура Украины. На сегодняшний день в ее списке подозреваемых – свыше 500 человек, в числе которых министр обороны РФ Сергей Шойгу. Заочные обвинения выдвинуты против 18 человек, один, российский военнослужащий Вадим Шишимарин, осужден очно. Его приговорили к пожизненному заключению.
Предоставление Евроюсту права хранить и анализировать доказательства военных преступлений, а аффилированных с ним структур собирать их означает, что не за горами создание некоего суда в рамках ЕС, который также займется делами о событиях в Украине. «Запад в данном случае ничем не ограничен, и подобное разбирательство действительно может быть организовано, причем Россия ничего с этим не сможет сделать. И тогда РФ могут попробовать принудить к определенным действиям. Вероятность такого сценария высока», – подчеркнул заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов в разговоре с «НГ». Также не следует забывать, что свои расследования украинских событий ведут прокуратуры ряда европейских стран – Литвы, Польши, Швеции. Соответственно обвинения против конкретных лиц могут быть предъявлены и юстициями этих стран.
Наконец, есть Международный уголовный суд (МУС) в Гааге, который тоже ведет расследование украинских событий. Его следственная группа находится в стране. Как сообщал ранее генеральный прокурор МУС Карим Хан, всего в Украине работают 42 следователя суда. 30 из них – из Нидерландов. В интервью газете Monde Карим Хан заверял, что следственная группа будет расследовать все преступления вне зависимости от того, чьи вооруженные формирования их совершили. У МУС и объединенной следственной группы Литвы, Польши и Украины есть соглашение о сотрудничестве. Но в целом они действуют самостоятельно.
Главное же отличие в том, что результатом деятельности следственной группы, направленной Карим Ханом, станут конкретные уголовные дела, которые будут переданы в МУС. Этот суд имеет право выписывать ордер на арест. Ее должна выполнять страна, присоединившаяся к Римскому статуту – основополагающему документу МУС. То есть не Россия. Она еще в 2016 году вышла из Римского статута. Однако доставкой подозреваемых в МУС имеют право заниматься правоохранительные органы других стран, присоединившихся к этому документу. Они же могут объявлять их в розыск. Тут-то и пригодятся новые полномочия Евроюста, который работает в тесном взаимодействии с Европолом, Интерполом и национальными правоохранительными органами стран ЕС.
Имен каких-либо подозреваемых МУС пока не назвал. Но не следует забывать, что работа его следственной группы в Украине, по существу, только началась. Также следует отметить, что срока давности преступления, расследуемые МУС, не имеют.