Реджеп Тайип Эрдоган назвал скандинавские страны «сплошным очагом терроризма». Фото Reuters
Турция рискует расширить ряды своих оппонентов в Конгрессе США, торгуясь за условия вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Это следует из заявлений американских конгрессменов, которые допускают, что открытый президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом торг вокруг мест в альянсе грозит подорвать сделку по поставкам Анкаре истребителей четвертого поколения F-16. В экспертной среде не сомневаются, что требовательность турецкой стороны действительно может стоить ей дипломатического капитала, который ей удалось наработать на фоне событий в Украине.
О том, что блокировка Анкарой финской и шведской заявок может привести к аннулированию сделки по поставкам F-16 и по модернизации уже имеющихся у нее моделей, заявил конгрессмен-республиканец Майк Маккол, который входит в комиссию Палаты представителей по иностранным делам.
«Большой сбой в отношениях с Турцией произошел в тот момент, когда Эрдоган заявил, что он, возможно, не поддержит членство Финляндии и Швеции в НАТО. Это стало бы проблемой для Турции», – заявил законодатель в разговоре с изданием Defense News. Конгрессмен-демократ Грегори Микс, в свою очередь, заметил, что Анкара «должна дать кое-какие разъяснения» по своей позиции, хотя не исключил, что вопрос расширения НАТО требует диалога.
Анкара демонстрирует свою непреклонность в этом вопросе. Выступая 19 мая, в День Ататюрка, молодежи и спорта, Эрдоган заявил, что его страна не может допустить вступления Швеции и Финляндии в военный блок, потому что они «являются домом» для людей, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК) – леворадикальной группировкой, войну с которой Анкара ведет долгие годы. «В настоящее время у нас есть полномочия, – заметил турецкий лидер. – И если какая-либо страна говорит «нет», то они (остальные члены блока. – «НГ») не могут принять кого-либо в НАТО. На данный момент мы решительно настроены в отношении этих двух стран. Особенно это касается Швеции. Они являются центром терроризма, сплошным очагом терроризма».
Список требований Анкары, который опубликовала накануне турецкая газета «Сабах», состоит из 10 пунктов. Он включает в себя: прояснение позиции Скандинавских стран по статусу РПК, отказ от принятия членов группировки в шведский и финский парламенты, остановку военной помощи курдским формированиям, занимающим северо-восток Сирии, табу на официальные контакты с лидерами РПК, борьбу с «дезинформацией против Турции», запуск ускоренной процедуры по экстрадиции в республику «террористов», отказ от действий в отношении Анкары, «противоречащих духу альянса», создание единого механизма в сфере «борьбы с терроризмом», блокировку счетов неугодных Турции неправительственных организаций (НПО) и полный запрет на то, чтобы они собирали средства.
Неназванные источники западных изданий недвусмысленно дают понять, что список условий может быть гораздо шире и включать, к примеру, снятие с Турции санкций, введенных Америкой за приобретение российских ЗРК С-400. Впрочем, ограничения на деятельность РПК в Северной Европе пока являются центральным условием, дают понять официальные лица.
Администрация президента США Джозефа Байдена накануне попыталась приуменьшить значение возникших у Анкары возражений. В общении с журналистами глава Белого дома уверил, что «все будет хорошо». Его помощник по национальной безопасности Джейк Салливан, в свою очередь, выразил уверенность в том, что Эрдоган в итоге даст зеленый свет на то, чтобы Стокгольм и Хельсинки присоединились к альянсу. «Мы уверены, что в конце концов Финляндия и Швеция проведут эффективный и действенный процесс вступления и что проблемы Турции окажутся решены, – сказал он. – Финляндия и Швеция работают над этим напрямую с Турцией, но мы также разговариваем с турками, чтобы попытаться помочь».
Но такой оптимизм может оказаться неубедительным для Конгресса, от которого во многом зависит вопрос с обновлением турецкого парка F-16. Запрос Анкары на приобретение у США новых истребителей четвертого поколения и модернизацию уже имеющихся многие называли «последней проверкой доверия» между двумя союзниками по НАТО.
Согласно данным Международного института исследований в сфере безопасности, ВВС республики имеют в распоряжении парк, состоящий примерно из 250 самолетов F-16. Без их модернизации Анкара может потерять оперативные возможности в воздухе. Тем более продвинутый истребитель следующего поколения F-35 она так и не получила из-за санкций за С-400.
У самой сделки по F-16 есть слабые места, которыми могут воспользоваться оппоненты Турции в Конгрессе и лоббистская среда. Так, по оценкам Вашингтонского института ближневосточной политики (WINEP), продажа даже истребителей четвертого поколения может быть чревата утечкой конфиденциальной технической информации третьим странам. «Турция была исключена из программы производства F-35 в значительной степени из-за опасений по поводу того, что безопасность стелс-системы и других возможностей самолета будет поставлена под удар, если самолет будет размещен вместе с С-400 или будет работать в непосредственной близости от российской техники», – напоминают в WINEP.
А радар обновленной версии F-16, которую хочет приобрести Турция, включает в себя технологию, очень схожую с той, которая используется в истребителях F-35, обратили внимание в Вашингтонском институте ближневосточной политики.
Как заявила «НГ» координатор турецкой программы в Проекте ближневосточной демократии (POMED) Мерве Тахироглу, претензии Турции к Швеции и Финляндии, несомненно, дадут обратный эффект для нее самой. «Публично США скорее всего будут сохранять хладнокровие, действовать дружелюбно и пытаться разрядить напряженность, – пояснила эксперт. – Но за закрытыми дверями этот шаг наверняка сведет на нет ту благосклонность, которую Анкара недавно заработала в Вашингтоне, продавая беспилотники Украине. В краткосрочной перспективе Конгрессу будет трудно разрешить экспорт F-16 в Турцию после высказываний Эрдогана».
Собеседница «НГ» особенно указывает на контраст между новой линией поведения Анкары и позицией премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, который на днях находился с визитом в Вашингтоне и выразил безусловную поддержку идее расширения военного блока. «В долгосрочной перспективе этот шаг только укрепит имидж Эрдогана в НАТО как крайне проблематичного члена альянса», – подытожила Тахироглу.