Глава МИД ФРГ Анналена Бербок допустила, что санкции против России не отменят долгие годы. Фото с сайта www.auswaertiges-amt.de
На совете министров иностранных дел ЕС в Брюсселе было допущено, что очередной, шестой пакет санкций против России примут в усеченном виде, без эмбарго на поставку российской нефти. Это объясняется неуступчивой позицией Венгрии. Она решила выбить от Евросоюза максимум возможных уступок за свое согласие поддержать антироссийские санкции. Вот только затормозить процесс принятия новых рестрикций против РФ венгерский премьер-министр Виктор Орбан вряд ли сможет, даже если захочет. Вне зависимости от позиции его страны от российской нефти большая часть стран ЕС до конца года так или иначе откажется.
Именно с Венгрией была связана ключевая интрига заседания совета министров иностранных дел Евросоюза. Всю прошлую неделю шли переговоры с властями этой страны. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто подтвердил 16 мая, что договориться пока не получилось. Он повторил позицию властей своей страны: экономика Венгрии слишком зависима от российской нефти, эмбарго на ее поставки вызовет серьезные проблемы. «Поэтому Венгрия имеет право ожидать, что ЕС предложит решение: профинансировать инвестиции и компенсировать рост цен, полную модернизацию энергетической структуры Венгрии в размере 15–18 млрд евро», – сказал Сийярто. Его страна – и это тоже было повторено министром – не выступает против антироссийских санкций как таковых. Она даже согласна на нефтяное эмбарго, но только если оно не будет касаться поставок нефти по трубопроводам.
Венгерскую позицию министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис назвал «взятием в заложники» Евросоюза. Это обвинение в попытке говорить с Брюсселем методом шантажа нисколько не беспокоит Орбана. Он решил даже побравировать своим особым положением в ЕС. По отнюдь не случайному совпадению, венгерский парламент назначил голосование по кандидатуре премьер-министра именно на понедельник. Лояльная Орбану коалиция во главе с его партией «Фидес» дисциплинированно утвердила главу правительства на пятый срок.
Ландсбергис оказался единственным министром, публично покритиковавшим Венгрию перед заседанием совета. В целом власти Евросоюза стараются не драматизировать ситуацию. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель ограничился заявлением, что «не может гарантировать» принятие шестого пакета, потому что противник нефтяного эмбарго неуступчив. Он назвал «объективной реальностью» то, что ряд стран ЕС зависимы от российских энергоносителей.
Глава МИД ФРГ Анналена Бербок дала понять, что не стоит ожидать одобрения шестого пакета именно на заседании в понедельник. По ее выражению, «в последующие дни мы достигнем общего результата». На момент подписания номера в печать заседание совета министров иностранных дел ЕС не завершилось. Любопытно одно замечание Бербок. Министр призвала готовиться к тому, что принимаемые санкции против РФ будут иметь долгосрочный характер. «Мы утверждаем санкционные пакеты, которые, в зависимости от обстоятельств, придется сохранять годами», – сказала она. Таким образом, ЕС готовится к тому, что российско-украинский конфликт продлится долго и точно не завершится в ближайшие месяцы.
Это контрастирует с заявлениями, которые в последние дни делаются рядом российских официальных лиц. Так, в день заседания в Брюсселе Владимир Путин заявил о том, что только расширение военной инфраструктуры НАТО на территорию Швеции и Финляндии, а не само вступление этих стран в НАТО «безусловно вызовет нашу ответную реакцию». А накануне в эфире «Соловьёв Live» посол РФ в США Анатолий Антонов произнес слово «капитуляция». Он сказал, что Соединенные Штаты подталкивают к прекращению конфликта в Украине, но на своих условиях, включающих в себя отвод войск на позиции до 24 февраля и «покаяние за все содеянное». А, как заверил посол, «такой капитуляции не будет, никогда не будет». Конечно, можно не придавать значение тому, что Антонов употребил слово, прежде категорически отсутствовавшее в лексиконе российских чиновников. Но может быть, это свидетельство и того, что российские власти продумывают варианты какой-либо договоренности с Западом, стремясь заранее обозначить абсолютно неприемлемое.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в комментарии «НГ» назвал европейскую политику «игрой на многих досках». Поэтому нельзя рассматривать и венгерское вето как нечто непреодолимое. «Умозрительно можно предположить, что Венгрия сменит в итоге гнев на милость, получив уступку в рамках другого переговорного трека», – считает эксперт.
Другой, самый важный, переговорный трек для Венгрии сейчас связан фактически с санкциями, которые против нее вводятся ЕС. В феврале страна вместе с Польшей проиграла иск в суде Евросоюза против применения к ним механизма, который увязывает выделение средств из общего бюджета Объединенной Европы с соблюдением принципа верховенства права. Венгрия может лишиться по меньшей мере 22 млрд евро. Сумма, которую озвучил Сийярто (15–18 млрд евро) выглядит как пусть частичная, но компенсация этих потерь. Либо как своеобразные венгерские контрсанкции, которые, по мысли Орбана, отучат Брюссель от попыток давить на венгерское правительство.
А тем временем Bloomberg сообщает, со ссылкой на источники, что германское правительство планирует полностью отказаться до конца года от российской нефти, даже если шестой пакет не будет принят. Возможно, это часть давления на ту же Венгрию, а возможно, действительно долгосрочная цель Берлина. В любом случае ЕС уже достаточно далеко зашел в противостоянии с РФ. Отыграть назад будет труднее, чем продолжить санкционное давление.