Генри Киссинджер советует не бороться против двух огромных стран одновременно. Фото Reuters
В Вашингтоне состоялась конференция по кризису в Украине с участием высокопоставленных чиновников, экспертов и прессы. Директор ЦРУ Уильям Бернс назвал рискованными разговоры о том, что США снабжают ВСУ разведданными. Это может вовлечь в конфликт Вашингтон. К счастью, у него нет сведений, что Москва готовится применить тактические ядерные средства в Украине. Бернс также признал, что главный вызов Америке бросает не Москва, а Пекин. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, который в холодную войну сумел обострить разногласия между СССР и КНР, посоветовал Белому дому и в нынешней ситуации не ополчаться одновременно против России и против Китая. Это может еще больше их сплотить.
Газета Financial Times, которая взяла интервью и у Бернса, и у 98-летнего знаменитого главы американской дипломатии 1970-х годов, утверждает, что президент РФ Владимир Путин был вынужден начать специальную военную операцию, так как окно возможностей для Москвы изменить ориентацию внешней политики Украины и воспрепятствовать ее вступлению в НАТО закрывалось. Бернс не стал комментировать этот пассаж, так же как и версию о том, что благодаря наводке американской разведки был потоплен российский крейсер «Москва» и убито 12 российских генералов.
Директор ЦРУ назвал такие разговоры безответственными и рискованными. Это может привести к эскалации обстановки. Ведь со времени Кубинского кризиса не было стольких высказываний о возможности ядерного конфликта. Российские лидеры, по его словам, бряцают оружием. С другой стороны, «американское разведывательное сообщество не видит никакого практического свидетельства в данный момент того, что Россия планирует разместить или даже потенциально использовать тактическое ядерное оружие».
Сейчас наступила вторая и очень опасная фаза боевых действий. Тем не менее самый большой геополитический вызов Америке по-прежнему исходит из Китая. Как говорит Бернс, это не означает, что Вашингтону следует в том или ином смысле недооценивать вызов со стороны России. Как выяснилось, действия нисходящих держав могут быть столь же разрушительными, как и действия восходящих держав. Но все же в долгосрочной перспективе главная угроза – это Китай. Ведь события в Украине, с точки зрения ЦРУ, не размыли решимость председателя КНР Си Цзиньпина через какое-то время установить контроль над Тайванем. Но китайское руководство изучает уроки Украины.
Си несколько обескуражен ущербом для репутации Китая, который приносит российская военная операция. Китайцев удивила готовность Украины к сопротивлению, а также то, как быстро Трансатлантический альянс договорился о санкциях против России.
Коль речь идет о Китае, то кто, как не Киссинджер, которому удалось в 70-х годах вырвать Китай из социалистического лагеря во главе с СССР, должен знать, какого курса Штатам нужно придерживаться сегодня. Многоопытный старец аудиторию форума не разочаровал. В то время когда США открывались для Китая, Россия была главным врагом. Но и отношения с Китаем были чрезвычайно плохими. Ведь США воевали против китайцев в Корее, напоминает ветеран от дипломатии. США пришли к выводу, что неразумно, имея двух врагов, относиться к ним одинаково, нужно по крайней мере попытаться усилить между ними разногласия. Вот что стояло за американской инициативой по Китаю.
Как видим, патриарх геополитики не кривит душой, а откровенно раскрывает цинизм курса Вашингтона. Такой прием сработал. Леонид Брежнев и представить не мог, что США и Китай могут встать в один ряд, несмотря на идеологическую рознь. Правда, Киссинджер, думается, несколько преувеличивает свой успех, утверждая, что миссия, предпринятая им и президентом США Ричардом Никсоном, привела к вспышке столкновений на границе между СССР и Китаем. В действительности подоплекой их были глубокие идеологические разногласия между КПСС и КПК.
И сегодня, по мнению Киссинджера, близкие отношения России и Китая не носят необратимого характера. «Я не думаю, что мы можем генерировать разногласия между Москвой и Пекином. Но неразумно занимать враждебную позицию против них обоих сразу. Это их только сплотит», – считает он. Нужно придерживаться разного подхода к этим двум державам. В будущем, чем бы ни закончился конфликт в Украине, такой курс позволит США добиться геополитического выигрыша, полагает Киссинджер.
Текущий момент на международной арене обсуждался и в Москве на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Как передал ТАСС, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил на нем: «Коллективный Запад нам объявил тотальную гибридную войну, и трудно прогнозировать, сколько это все продлится, но ясно, что последствия почувствуют все без исключения». Лавров подчеркнул, что Россия делала все, «чтобы избежать прямого столкновения». «Но раз вызов брошен, мы его, конечно, принимаем. К санкциям нам не привыкать, в том или ином виде они были практически всегда», – сказал министр.