Фото Reuters
В среду, 11 мая, послы ЕС так и не смогли согласовать шестой пакет санкций, включающий в себя, помимо всего прочего, эмбарго на поставку российской нефти в страны Евросоюза. Причина – неуступчивая позиция Венгрии и ее премьер-министра Виктора Орбана. Впрочем, обольщаться на счет позиции официального Будапешта не стоит. Венгрия не выступила в принципе против нефтяного эмбарго. Торг идет за условия, на которых страна готова присоединиться к очередному санкционному пакету в отношении России.
Хотя никто из лидеров стран ЕС по-прежнему не оспаривает необходимость новых рестрикций против РФ, обсуждение вопроса о введении новых санкций затянулось. Первоначально пакет с нефтяным эмбарго предполагалось принять 10 мая. В немалой степени проволочка связана с речью Владимира Путина, произнесенной 9 мая. Вопреки прогнозу, который давали в том числе спецслужбы западных государств, президент не объявил о начале мобилизации. Вместе с тем сказалась позиция ряда государств, в той или иной мере недовольных новым санкционным пакетом, впервые предусматривающим отказ от российской нефти. Это Венгрия, Словакия и Чехия. С последними двумя компромисса удалось достичь. Согласно обнародованному в воскресенье обновленному плану обе страны должны отказаться от российской нефти не к концу года, как все остальные члены ЕС. Словакии предоставлено время до конца 2024 года, Чехии – до июня 2024 года. Сложнее обстоит ситуация с Венгрией.
В конце прошлой недели Орбан заявлял, что отказ от российской нефти в 2022 году его страну не устраивает. Венгрии мало даже полутора лет – такой компромисс предлагают в Брюсселе. В интервью местному радио Орбан называл недостаточным и пятилетний переходный период, если его стране не будут выделены необходимые средства на перестройку нефтяной инфраструктуры. Договоренности о помощи с Брюсселем не было достигнуто. А быстрый отказ от российской нефти без адекватной компенсации, по словам Орбана, окажет на венгерскую экономику эффект атомной бомбы. Цены на топливо подскочат на 55–60%, что ударит в первую очередь по ядерному электорату венгерского премьера – его небогатым соотечественникам.
В понедельник с Орбаном пообщалась председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По окончании беседы она сделала оптимистическое заявление, из которого следует, что взаимопонимание скоро будет достигнуто. Издание Politico со ссылкой на свои источники в руководстве ЕС сообщило о том, что Венгрии все-таки может быть выделена необходимая компенсация, сумма которой пока толком неизвестна. Предполагается, что она будет оказана из средств, выделяемых на энергетическую стратегию REPowerEU. Ее Еврокомиссия презентует 18 мая.
Тем не менее намеченная на вторник видеоконференция фон дер Ляйен и Орбана не состоялась. Вместо нее телефонный разговор с венгерским премьером провел президент Франции Эмманюэль Макрон – лидер страны, которая сейчас председательствует в Совете Евросоюза. А в среду глава МИД Венгрии Петер Сийярто сообщил о том, что его страна поддержит шестой пакет, только если он будет касаться эмбарго на морские поставки нефти. Он полагает, что этого достаточно для эффективного воздействия на Россию. Аргументация министра следующая: 80% российской нефти вывозится за рубеж танкерами и лишь 20% транспортируется по газовой трубе. От трубопроводных поставок энергоносителей Венгрия зависит, а от морских – нет.
При всей спорности данной логики следует отметить, что она идет вразрез с теми предложениями, которые высказываются в руководящих структурах ЕС. Так, агентство Bloomberg сообщает, ссылаясь на свои источники, что один из вариантов изменения шестого пакета санкций – это исключение из него пункта о запрете транспортировки в третьи страны российской нефти судами государств – членов Евросоюза. Мера явно направлена на предотвращение возможного «бунта» Греции против европейской санкционной политики. Ее судовладельцы занимаются транспортировкой российской нефти и не собираются сокращать свой бизнес, связанный с РФ, утверждает германское издание Welt.
Объяснений, почему Венгрия заняла такую позицию по шестому пакету санкций, дается много. Ссылки на то, что Орбан решил принципиально занять сторону РФ в ее конфликте с Украиной, пока выглядят неубедительно. Венгрия, несмотря на сложные отношения их премьер-министра с украинским президентом Владимиром Зеленским, поддерживала все прежние антикремлевские санкции против РФ и уже оказывает помощь Киеву. Например, в венгерских больницах лечатся украинские военные. Да и введенный правительством страны запрет на транспортировку по своей территории оружия Украине, широко разрекламированный Орбаном, на самом деле касается только его переправки через венгерско-украинскую границу.
Возможно, венгерский лидер, как это уже он не раз делал, прибегнул к банальному шантажу ЕС. На его страну наложен штраф из-за несоблюдения правовых норм Евросоюза. Чиновники Еврокомиссии говорят о том, что диалог с Орбаном по шестому пакету санкций отделен от диалога по штрафу. Но не факт, что это действительно так.
Многое в позиции ЕС и Венгрии будет зависеть от того, сможет ли Брюссель обеспечить адекватную замену российской нефти. Пока есть решение ОПЕК+ о повышении добычи в июне на 432 тыс. баррелей в сутки. Возможно, этот показатель будет пересмотрен в сторону увеличения уже на следующей министерской встрече. Она пройдет 2 июня. При этом уже сейчас генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявляет, что российские поставки нефти для мирового рынка заменить в полном объеме не получится.
В том числе и обсуждению энергетического вопроса было посвящено ближневосточное турне главы МИД РФ Сергея Лаврова. Он посетил Алжир и Оман. Первая страна заключила в апреле соглашение с Италией о поставках, которые должны заменить российский газ, но лишь частично. Фактически Алжир перенаправил на Апеннины голубое топливо, которое прокачивал в Испанию, до того как осенью 2021 года отношения двух стран обострились. О резком наращивании экспорта алжирского газа в Европу пока и речи не идет.
На совместной с Лавровым пресс-конференции в Маскате глава МИД Омана Бадр бен Хамад аль-Бусаиди заявил о том, что его страна также столкнулась с запросом на увеличение поставок энергоносителей – в частности, нефти. «Нет, давление не оказывается, однако адресуются многочисленные требования, в том числе и нашей стране. Однако мы привержены прежним договоренностям, в том числе в формате ОПЕК+, членами которого мы вместе с Россией являемся», – сказал он.
Следует добавить, что, по подсчетам Bloomberg, в апреле добыча нефти в РФ снизилась до двухлетнего минимума – на 4,5%, или на 700 млн баррелей в сутки по сравнению с мартом. А Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежемесячном обзоре прогнозирует в этом месяце еще большее падение нефтедобычи в России: в мае оно, якобы, составит 3 млн баррелей в сутки по сравнению с апрелем. Непонятно, как этот показатель изменится в случае перемен на российско-украинском фронте. Впрочем, Лавров на той же пресс-конференции в Маскате произнес немало слов о мирных намерениях России. «Если вы озабочены перспективами войны в Европе, мы этого совершенно не хотим», – отметил дипломат, указав, что не Россия, а Запад заявляет, что надо нанести России поражение. «Выводы делайте сами», – резюмировал Лавров.