Фото Reuters
Во вторник, выступая на торжествах по случаю дня города Вуковар, президент Хорватии Зоран Миланович сказал, что воспользуется правом вето на вступление в НАТО Швеции и Финляндии, если ему дадут возможность это сделать – что не факт. Нечто похожее он заявлял и ранее. Не стоит, однако, считать, что тем самым политик поддерживает Россию. Скорее, это часть борьбы Милановича с премьер-министром Андреем Пленковичем, который хочет еще больше урезать полномочия номинального главы страны – президента.
Саммит НАТО, где, как предполагается, будет принято решение принять в альянс Швецию и Финляндию, пройдет 28-30 июня. О нем-то и заговорил Миланович. «Я, как президент страны, представляющий Хорватию на саммите НАТО, наложу вето на приглашение [Финляндии и Швеции вступить в альянс], если это будет на таком уровне», - сказал он журналистам. Упоминание уровня – ключевое для того, чтобы понять ситуацию. Вовсе не очевидно, что решение о приеме новых стран в НАТО относится к компетенции президента. Он курирует вопросы обороны, но взаимодействие с международными структурами относится к ведению парламента и правительства. К тому же премьер-министр Пленкович хочет лишить Милановича и возможности как-либо влиять на оборонную политику.
Это как раз и было, по мнению некоторых местных аналитиков, причиной резкого заявления президента. Но в своем противоборстве с Пленковичем номинальный глава государства решил воззвать не к демократическим ценностям, а к патриотическим чувствам народа.
В своей речи Миланович несколько раз упомянул Управление государственной безопасности (UDBA) – тайную полицию коммунистической Югославии, методами которой, якобы, пользуются его политические оппоненты. Президент считает, что в силу своего темного коммунистического прошлого, Пленкович не хочет защищать интересы хорватов, в первую очередь, в соседней Боснии. Там в октябре предстоят парламентские выборы, вокруг которых разгораются нешуточные страсти. Партии хорватского меньшинства недовольны избирательным законом, позволяющим мусульманам доминировать в органах власти мусульмано-хорватской части Боснии и Герцеговины. Миланович считает, что реформа законодательства не произошла по вине Пленковича. Тот-де не хочет ссориться с США и ЕС.
Президент Хорватии в своей речи в Вуковаре связал два вопроса: о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО и об избирательной реформе в соседнем государстве. Он уверен, что пока последняя не будет принята, нельзя санкционировать расширение альянса.
Пленкович, в свою очередь, обвиняет Милановича в том, что тот, в пылу политической борьбы, разрушает единство Запада и подыгрывает Москве. «Позиция против расширения НАТО — это пророссийская позиция», — заявил премьер-министр журналистам в Загребе поздно вечером в понедельник после встречи с руководством своей партии, Хорватского демократического содружества. Позицию Милановича Пленкович назвал «очень разрушительной для Хорватии».
Обвинения в игре на стороне России весьма задели президента. «Кто говорит, что я – русский агент? Я с Россией никак не связан. Когда шеф Газпрома приезжал в Загреб, от меня ничего не получил. Не боюсь ни русских, ни украинцев, с угрозами легко разберусь», - пообещал он в Вуковаре.