На фото Муктада Садр. Фото Reuters
Спустя семь месяцев после проведения парламентских выборов Ирак по-прежнему остается без новых президента и премьер-министра. Основные политические силы страны начали подготовку к уже четвертой попытке избрать главу кабинета министров. Муктада Садр, лидер мощного шиитского блока «Сайярун», вставшего во главе избирательного объединения «Спасите родину!», приступил к перегруппировке своих сил и организовал массовые демонстрации. Его противники из так называемой «Координационной структуры» также ищут новых союзников и прибегают к поддержке со стороны Ирана.
Пользуясь сильной базой народной поддержки, Садр, по сути, поднял новую волну протестов против иностранного, в первую очередь иранского вмешательства во внутренние дела Ирака. Массовые демонстрации протеста прошли в центральных и южных районах, где компактно проживают шииты и расположены их святыни. Особое внимание организаторы акций уделили молодежи. Не исключено, что было спланировано и осуществлено нападение на иранский конвой, перевозивший дипломатическую почту. При этом самые массовые акции протеста прошли в одном из беднейших шиитских районов Багдада Садр-Сити.
Целью Муктады Садра является формирование правительства большинства, то есть такого кабинета министров, в котором будут участвовать только «свои» шииты, а также сунниты и курды, но ни в коем случае не шииты из проиранских группировок, представленных в «Координационной структуре». Но вся интрига заключается в том, что проиранская структура обладает возможностью заблокировать избрание правительства, так как у блока «Спасите Родину!» не хватает голосов для кворума. Его можно получить, если Садр согласится взять в состав кабмина кого-то из числа противников, чего он делать не хочет.
Но именно на таком варианте настаивает покидающий через несколько дней Багдад Ираджд Масджиди, иранский посол, проработавший в Ираке с 2017 года. Ранее он был начальником штаба сил «Кудс». По его мнению, «консенсусное соглашение» между главными политическими силами является наиболее подходящим путем для формирования иракского правительства, а время для правительства большинства еще не пришло.
Чтобы ослабить блок Садра, его противники решили «активизировать» председателя Высшего судебного совета Ирака Фаика Зейдана, состоящего в тесных отношениях с руководством «Координационной структуры». На днях Зейдан подписал постановление, которое ставит вне закона все «энергетические» соглашения между Демократической партией Курдистана и союзниками Садра.
Впрочем, союзники Муктады Садра тоже запаслись неслабыми козырями для игры против своих врагов. Они, например, в качестве компромата используют связи «Координационной структуры» с Али Хатеми ас-Сулеймани. Этот политик в течение восьми лет жил в изгнании, так как участвовал в повстанческом суннитском движении, из которого впоследствии выросло «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).
Вместе с тем исполняющий обязанности премьер-министра Ирака Мустафа Кадими прекрасно понимает, что не в интересах страны ссориться с Ираном, тем более что Тегеран немало сделал для того, чтобы покончить с ИГ и освободить от него и от американцев Ирак. Неслучайно на приеме по случаю скорого отъезда иранского посла на родину Кадими заявил «о необходимости расширения отношений с Ираном во всех областях в интересах обеих стран».
Похоже, Ираку порой приходится проявлять чудеса изворотливости и умения маневрировать по отношению не только к Ирану, но и к ряду других стран. Узнав, например, о планах курдских бизнесменов наладить отправку газа в Турцию и Европу с помощью Израиля, Иран, как считают сегодня в Багдаде, сгоряча обстрелял ракетами Эрбиль, так как решил, что там работает израильская разведка. Если верить результатам расследования, проведенного иракскими спецслужбами, никаких следов существования израильской базы в Эрбиле не обнаружено. Тогда Муктада Садр потребовал отправить в Иран жалобу на нарушение иракского суверенитета. При этом он в ближайшее время собирается внести законопроект об уголовной ответственности за нормализацию отношений с Израилем.