Фото Reuters
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан отреагировал на конфликт в Украине экстравагантной по меркам ЕС инициативой. Он собрался ограничить демократию в стране, внеся поправку в Конституцию, которая наделит главу правительства полномочиями управлять страной напрямую, посредством указов, принимаемых без санкции парламента. Временно, конечно.
О готовящейся новации в четверг журналистам сообщил руководитель канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш. Он рассказал, что в правительстве работают над поправками к Конституции, которые расширяют перечень ситуаций, позволяющих главе правительства пользоваться особыми полномочиями. Сейчас в Венгрии есть только закон о чрезвычайном положении. Он позволяет премьер-министру править страной если не в диктаторском режиме, то где-то очень близко к нему. Глава правительства получает право издавать указы, не утверждаемые парламентом. Сам парламент не распускается и продолжает работать, а демократические свободы сохраняются.
Закон о чрезвычайном положении в Венгрии действует и сейчас. Соответствующий режим был введен в действие в марте 2020 года из-за пандемии. С тех пор его действие неоднократно продлевалось. Режим чрезвычайного положения должен быть окончательно отменен 31 мая. Дальше его продлевать нет никакой правовой возможности. Все-таки пандемия в Венгрии уже фактически сошла на нет. Все коронавирусные ограничения отменены в стране еще в марте. И вот Гуйяш заявляет, что чрезвычайное положение может быть продлено. Правительство предлагает внести поправки в Конституцию, которые позволят вводить ЧП «по причине гуманитарной катастрофы или военного конфликта в соседней стране». При этом Гуйяш выразил надежду, что «нам не придется использовать этот инструмент», передает агентство MTI.
Следует также отметить, что в Венгрии до сих пор действует еще один особый правовой режим. Это «кризисное состояние из-за массовой миграции». Оно было введено в 2016 году, когда в страну через соседнюю Сербию хлынули беженцы из стран Ближнего Востока. Наплыва тех мигрантов уже давно нет, а особый правовой режим, дающий правительству довольно большой маневр при исполнении тех или иных законов, до сих пор действует.
Орбана неоднократно критиковали и в ЕС, и в самой Венгрии за его любовь к чрезвычайным мерам. То же правовое положение, которое, по идее, должно быть использовано для наилучшей борьбы с коронавирусом, как утверждала оппозиция, на практике применялось и для борьбы с оппонентами правительства. Например, в докладе местного института «Политический капитал» отмечалось, что под предлогом мер по обузданию пандемии урезались средства для местных органов власти, которые контролируются противниками Орбана. Лидер оппозиции Петер Марки-Зай объясняет поражение своих сторонников на недавних парламентских выборах как раз тем, что у правящей партии «Фидес» был допуск к административному ресурсу.
Впрочем, сейчас противники Орбана мало что могут сделать. Прошедшие в начале апреля выборы в парламент стали триумфом «Фидес». Вместе с союзником, Христианской демократической народной партией, она контролирует 135 из 199 мест. То есть имеет конституционное большинство. Оппозиционное объединение «За Венгрию», по существу, не имеет никаких правовых возможностей воспрепятствовать инициативам правительства.
Тем не менее не факт, что Орбану удастся увести свою страну от пусть и усеченной, но демократии в сторону авторитаризма. Венгерский премьер-министр находится под жестким прессингом руководства ЕС. В Брюсселе требует от Орбана под страхом лишения страны субсидий Евросоюза большей демократизации. С началом конфликта в Украине венгерский премьер остался без союзников. Польша и Чехия, выступавшие прежде единым фронтом с Венгрией в ее противостоянии с ЕС, теперь от Орбана отвернулись. Намерение усилить полномочия правительства из-за ситуации в Украине выглядит особенно странно. Ведь Орбан неоднократно заявлял, что его страна будет соблюдать строгий нейтралитет в российско-украинском конфликте. Более того, Венгрия отказывается не только поставлять, но и пропускать через свою территорию оружие для Киева. Объяснить, для чего в этих условиях Орбану чрезвычайные полномочия, наверняка будет трудно даже его убежденным сторонникам.