Фото Reuters
Будапешт планирует повторно провести встречу министров обороны Вышеградской группы (V4), которая не состоялась из-за бойкота силовиков из Чехии и Польши. Однако ситуация в группе стала еще более конфликтной, что заставляет говорить о ее возможном распаде.
Поводом для срыва намеченной на 30–31 марта встречи министров обороны V4 стал отказ Венгрии поддержать эмбарго на поставки энергоносителей из России (см. «НГ» от 31.03.22). «Дешевая российская нефть важнее для венгерских политиков, чем украинская кровь», – не сдержала эмоций глава оборонного ведомства Чехии Яна Чернохова. Суть ее высказывания поддержал польский коллега Мариуш Блащак. Отпало и участие Братиславы. Несостоявшемуся хозяину саммита силовиков Тибору Бенко ничего не оставалось, как объявить: «Встреча состоится позднее». Осталась неловкость, так как Будапешт в текущем году несет бремя председателя V4.
История группы началась в венгерском городе Вышеград, где 15 февраля 1991 года руководители Венгрии, Польши и Чехословакии (Йожеф Антала, Лех Валенса и Вацлав Гавел) подписали совместную декларацию о стремлении к интеграции в европейские структуры. С тех пор Вышеградская группа не меняла свой коренной состав (в 1993 году при распаде Чехословакии «тройка» стала «четверкой»), хотя попытки его расширить предпринимались неоднократно. В расчет входили Словения, страны Балтии, Австрия, а в последнее время – Украина. Однако сейчас речь идет о сохранении самого регионального образования, страны которого достигли своей первоначальной цели – сначала они стали членами НАТО, а 1 мая 2004 года – Европейского союза.
Жизнеспособность V4 внешне поддерживалась саммитами всякого рода уровней, включая президентский и правительственный. Чего не скажешь о сплоченности внутри самой группы. Часто искрило, доходило до демаршей и конфликтов. Самый острый кризис случился между Польшей и Чехией вокруг угольного разреза «Туров» на границе между этими странами. Расширение польского месторождения и как следствие нарушение экологической ситуации привели к тому, что впервые в истории ЕС чешское правительство в феврале прошлого года подало в Европейский суд иск против своего партнера по Вышеградской группе – Польши. Суд ЕС наложил на Польшу высокий штраф и обязал немедленно приостановить добычу на шахте до решения вопроса. Мучительные переговоры попеременно в Варшаве и Праге шли в течение года, пока не привели к соглашению: Польша из бюджета выплатит Чехии 45 млн евро, а фонд горнодобывающих предприятий PGE добавит еще 10 млн евро.
Военная операция России в Украине вывела отношения в группе, похоже, к непреодолимым противоречиям. Очень быстро яблоком раздора стала Венгрия, а если конкретно – ее премьер Виктор Орбан, который уже ходил с черной меткой «друга Путина» и «сторонника политики Кремля». Правительство Венгрии осудило действия России и поддержало санкции ЕС, но отказалось поставлять оружие Украине и зажгло красный свет его транзиту по своей территории. Мало того, на фоне повышения цен и трений с Брюсселем Орбан допустил вариант выхода страны из Евросоюза.
Правда, в Варшаве, которая сейчас в авангарде военной поддержки Киеву и, как пишут польские СМИ, «вышла в первую лигу НАТО», выпады Орбана сочли за пустую риторику перед выборами в парламент. Там надеялись, что венгерский премьер угомонится или вообще проиграет. Но его же партия «Фидес» убедительно выиграла и получила с партнерами коалиционное большинство в Государственном собрании, а сам Орбан наверняка останется премьером еще на четыре года. И, судя по всему, каким он был, таким и остался. Особенно болезненно в польской столице восприняли его упоминание среди своих оппонентов президента Украины.
Как-то повелось, что если кто-то «взбрыкивал» в Вышеградской группе, то скорее это были односторонние вызовы. В целом же «четверка» старалась выступать в ЕС единым фронтом. Особенно это проявилось в отстаивании своей миграционной политики в 2015 году. Потом стало замечаться разделение по парам: Польша-Венгрия и Чехия-Словакия. Варшава и Будапешт заметно сблизились в своем отстаивании национальных приоритетов перед навязываемым Брюсселем верховенством права, а также оказались в сходном положении. Им приостановили миллиардные платежей из кассы ЕС. На какое-то время реформаторская деятельность Орбана стала примером для лидера правящей партии в Польше «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского, который хотел построить «Будапешт на Висле».
Некоторые зарубежные комментаторы уже предрекают «конец Вышеграду». Действия и заявления Орбана раздражают Варшаву, Прагу, Братиславу, которые сплотились в антироссийском единстве. В этих столицах уже ставится под сомнение сам смысл существования Вышеградской группы. Польская Dziennik Gazeta Prawna констатирует, что конфликт в Украине – «идеальная возможность для стратегического наступления на Балтику и замены пропутинского Орбана на соответственно российско-скептические Санну Марин и Магдалену Андерссон». Имеется в виду, что премьер-министр Финляндии и ее шведская коллега объявили о начале процесса вступления их стран в НАТО.