Турецкие военные говорят, что спецоперация идет по плану. Фото с сайта www.msb.gov.tr
Министр обороны Турции Хулуси Акар объявил о том, что войска его страны атаковали позиции Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака. Применяются авиация и артиллерия. Эта операция примечательна тем, что позиционируется турецкими властями как превентивная, призванная предотвратить наступление РПК на территорию Турции.
В ночь на понедельник турецкие самолеты нанесли первые удары по иракской территории. Чтобы объявить об официальном начале операции, Акар лично прибыл в штаб ВВС страны вместе с начальником Генерального штаба Яшаром Гюлером, командующим Сухопутными войсками генералом Мусой Авсевером и командующим Военно-морскими силами генералом Аднаном Озбалом, сообщает агентство Anadolu.
Сама операция получила название «Коготь-Замок». Слово «коготь» встречается в названиях и ряда других операций Турции против курдских группировок. Видимо, это уже такая традиция местных вооруженных сил.
По сообщению Минобороны Турции, удар наносится по району Зап и части районов Авашин-Басян и Метина. Это оплот РПК. Здесь, как утверждает турецкое Минобороны, находятся укрепления, склады боеприпасов, тоннели. Необходимость наступления Акар обосновал оперативными данными. Якобы РПК планирует начать наступление на территорию Турции уже в ближайшее время. Таким образом, удар, заявляют турецкие военные, носит превентивный характер. Как долго продлится операция, Акар не сказал, сообщив лишь, что ее первые цели успешно достигнуты.
РПК с 1984 года ведет вооруженную борьбу за создание независимого курдского государства на территории, входящей в состав Турции. Точное количество жертв этой войны, то прерывающейся, то возобновляющейся, неизвестно, но счет идет на десятки тысяч. Лидер РПК Абдулла Оджалан отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме с 1999 года. Однако это не привело к уничтожению партии. Ее идеология первоначально имела марксистский характер, теперь скорее ориентирована на националистические идеи. РПК позиционирует себя как выражающую интересы всего курдского народа вне зависимости от вероисповедания. В ее рядах довольно много как курдов-езидов, так и выходцев из мусульманских семей. РПК хоть и выступает за создание независимого Курдистана, имеет довольно натянутые отношения с руководством курдской автономии в Ираке (фактически курдского государства, находящегося в минимальной зависимости от центральных иракских властей). Это и проявилось в ходе нынешних событий.
За два дня до турецкой операции в Анкару прибыл премьер-министр курдской автономии в Ираке Масрур Барзани. Он провел переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. После них Барзани заявил, что приветствует сотрудничество в области безопасности. Это заявление некоторые эксперты расценили как санкцию, которую дало руководство курдской автономии на операцию турецких войск. Впрочем, обычно, по крайней мере официально, вторжение турецких войск в Ираке осуждают.
Следует заметить, что удары по позициям РПК на севере Ирака Турция наносила неоднократно. Например, в феврале 2021 года примерно в тех же местах проводилась турецкая спецоперация «Коготь орла – 2». По сообщению Акара, тогда за неделю боев было уничтожено 50 бойцов РПК. С турецкой стороны, опять-таки по турецким данным, погибли три человека.
Турция всячески старается вписать свою борьбу с РПК в контекст противостояния с международным терроризмом. Благо партия неоднократно устраивала взрывы на турецкой территории. С ней даже связывают летние пожары, которые время от времени происходят на территории Турции. Поэтому не может не настораживать то, что в день начала операции «Коготь-Замок» в Стамбуле произошел взрыв. Как сообщает газета Yeni Safak, пострадавших нет. Взрыв произошел в подземных коммуникациях стамбульского района Бейоглу. Причины происшедшего выясняются.