Выборы 2022 года повторяют предыдущие: опять французы будут делать выбор между Макроном и Ле Пен. Фото Reuters
В понедельник Министерство внутренних дел Франции окончательно подвело итоги президентских выборов, которые прошли 10 апреля. Действующий президент Эмманюэль Макрон набрал 27,85% голосов. Во втором туре, как и на прошлых президентских выборах, он будет соревноваться с Марин Ле Пен, набравшей 23,15% голосов. Мало кто из экспертов сомневается, что Макрон опять победит. Успех президента объясняется, как это ни парадоксально, вызовами, с которыми столкнулись страна и весь мир: сначала – пандемией, потом – российской операцией в Украине.
В день оглашения финальных результатов выборов команда Макрона принимала поздравления в его штабе, расположенном в павильоне парижского выставочного центра Порт де Версаль. Сторонники президента вспоминали о выборах 2017 года. Тогда во втором туре тоже соревновались Макрон и Ле Пен, но отрыв между ними был меньше. Первый получил 24,01%, а его соперница – 21,30%. Поэтому сторонники Макрона не сомневаются, что теперь он выиграет даже легче, чем пять лет назад.
А в штабе Ле Пен в понедельник провели мозговой штурм с целью выработать план избирательной кампании до 24 апреля, когда состоится второй тур. Сама кандидат призвала французов готовиться к «фундаментальному выбору между двумя противоположными взглядами на будущее» страны.
Тем временем Макрон заручается поддержкой прочих участников предвыборной гонки. Чтобы не допустить победы Ле Пен, проголосовать за действующего президента призвали его критики слева, лидер зеленых Янник Жадо (он набрал 4,6%) и кандидат от Коммунистической партии Фабьен Руссель (2,3%). Самым же приятным для Макрона, должно быть, является то, что его поддержали кандидаты от двух старейших партий, тех самых, которым он прежде противостоял. Кандидат от «Республиканцев» Валери Пекресс, набравшая всего 4,8% голосов, и надежда социалистов, мэр Парижа Анн Идальго, получившая позорные 1,75%, наконец-то признали его единственным политиком, кто способен уберечь страну от победы радикалов как левых, так и правых. Впрочем, Макрона пусть и не прямо, а фактически поддержал лидер партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон. Этот яркий представитель крайне левых занял третье место, получив 21,95% голосов. Для него это очень хороший результат и свидетельство обеспокоенности во французском обществе возможностью победы Ле Пен. Именно ее больше, чем Макрона, критиковал Меланшон.
А вот у самой Ле Пен с союзниками негусто. Ее единомышленник по крайне правому флангу политического спектра Эрик Земмур, набравший 7% голосов, не призвал своих сторонников голосовать за нее во втором туре. Он не простил Ле Пен то, что она заметно смягчила свою риторику, отказавшись даже от требования запретить второе гражданство.
Однако ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров в комментарии «НГ» заметил, что в этой избирательной кампании, можно сказать, не было конкуренции политических программ. «Эта кампания была нестандартной. Она началась в период пандемии и закончилась во время российской операции в Украине. Оппоненты Макрона все время упрекали его в том, что он занимается украинским кризисом и сознательно избегает внутренних проблем. Учитывая ситуацию, конечно, по-другому и не получилось бы. Но можно сказать, что тут тот случай, когда не было бы счастья Макрону, да несчастье помогло. На пандемию, а теперь и на боевые действия можно списать то, что многие его инициативы не были реализованы. Он получил возможность маневрировать», – полагает Федоров.
Сейчас и Макрон, и Ле Пен готовятся к предвыборным дебатам. Особенно на них надеется последняя. Макрон, что очень необычно для французских политиков, отказался в первом туре от предвыборных дебатов, и это (что также необычно) не особенно сказалось на его рейтинге. Ле Пен уже пообещала, что президенту придется отвечать на множество сложных вопросов. Это и безработица, и рост цен на газ, и антикоронавирусные ограничения, которые вызвали большое недовольство в обществе.
Макрон, в свою очередь, может тоже поднять крайне неудобную для Ле Пен тему – заговорить о ее взаимоотношениях с российским руководством. Она, хотя и осудила действия РФ в Украине, старается особо не высказываться о событиях в этой стране. При этом Ле Пен однозначно поддерживает санкции против РФ. Она лишь считает, что любые вводимые меры должны, как выразилась политик в эфире радиостанции Franceinfo, «оказать давление на Россию и достичь мира, а не быть направленными на то, чтобы сделать самим себе харакири».