Фото REUTERS
Накал страстей в немецком обществе, связанный с событиями в Украине, несколько поутих. Если в марте, согласно опросам Маннхаймеровской группы по изучению общественного мнения «Политический барометр», 57% респондентов считали украинскую проблематику наиболее важной, то в апреле такого мнения придерживались 45%. Но все равно Украина остается доминирующей в социологических опросах. А в правительстве обсуждается вопрос отправки в Украину немецких боевых машин пехоты (БМП).
Немецкое общественное мнение крайне отрицательно оценивает действия России в Украине и даже готово к снижению собственного уровня жизни вследствие принятых Западом санкционных мер. Поэтому 77% опрошенных считают необходимым дальнейшее ужесточение антироссийских санкций. Против выступают 18%.
В партийном разрезе наиболее непримиримую позицию занимают «Зеленые». Более 90% членов этой партии выступают за дальнейшие рестрикции против России. Наибольшее же число противников санкций находится в «Альтернативе для Германии» – 59% ее членов.
Однако предлагаемые, в частности, Европарламентом меры по немедленному прекращению использования в экономике российского газа и нефти находят слабый отклик среди немцев. В целом это предложение поддерживают 28% граждан ФРГ, против выступают 54%. Вместе с тем в обществе растет озабоченность в связи с возможностью перерастания конфликта в большую войну, в которую могут оказаться вовлечены страны ЕС. Этим обеспокоены 69% респондентов.
Тем не менее именно политики, ратующие за расширение военных поставок Украине, пользуются наибольшей популярностью в Германии. К ним относятся прежде всего федеральный канцлер Олаф Шольц, вице-канцлер Роберт Хабек и министр иностранных дел Анналена Бербок.
Неудивительно, что в правительственных кругах обсуждается вопрос отправки в Украину немецкого летального оружия. Речь идет о 100 бывших в употреблении БМП типа Marder. Их производство было прекращено в 1975 году, но Marder обладает хорошими характеристиками, в том числе нарезной автоматической пушкой 20-го калибра, несколькими крупнокалиберными пулеметами и противотанковыми системами «Милан». У нее дизельный двигатель мощностью в 447 кВт.
По данным Spiegel, соответствующий запрос украинской стороны пока остается без ответа. Журнал считает, что в данном случае германское правительство стоит перед дилеммой. Дело в том, что Marder был снят с вооружения бундесвера и заменен другим типом БМП (Puma). Списанные БМП вернулись в этой связи в распоряжение изготовителя – немецкого военного концерна Rheinmetall. Для их поставки в Украину они должны быть приведены в состояние боевой готовности, на что потребуется определенное время. Поэтому Spiegel полагает, что за время подготовки их к отправке конфликт может закончиться. По словам главы Rheinmetall Армина Паппергера, первые 20 БМП могут быть готовы к отправке через 6–8 недель. А для подготовки следующих 50 экземпляров потребуется 5–6 месяцев. Правда, в распоряжении бундесвера находятся еще примерно 370 БМП этого типа. Но их поставка Украине может, по мнению ряда военных экспертов, ослабить военный потенциал самой Германии. Во всяком случае, такой ответ получил Spiegel на свой запрос от Министерства обороны ФРГ.
Немецкие БМП, по оценке экспертов, могли бы сыграть важную роль в танковых боях. В этой связи в Германии растет критика в адрес министра обороны Кристины Ламбрехт как некомпетентного политика для подобной должности. Лидер «Зеленых» Омид Нурипур упрекает ее в недостаточных поставках оружия Украине. Телепрограмма Tagesschau Первого канала (ARD) утверждает, что пока из летального оружия федеральное правительство одобрило лишь поставку Украине 56 устаревших БМП, находившихся еще на вооружении армии ГДР.
Тема столь резкого поворота Германии от пацифизма к милитаризму после речи Шольца 27 февраля, в которой он провозгласил обширную программу перевооружения, вызывает острые дебаты в обществе. Заслуживает внимания опубликованная в швейцарской газете Neue Zuericher Zeitung дискуссия на эту тему с главой Евангелической церкви Германии Маргот Кессманн и немецким историком Зёнке Найтцелем. Она проводилась при посредничестве швейцарских журналистов, которые задавали вопросы и Кессманн, и Найтцелю.
Кессманн признала, что ее поразил переход, казалось бы, миролюбивого большинства населения страны на позиции военного противостояния России. Причем, по ее словам, у политиков этот шаг был сделан без каких-либо дискуссий. 24 февраля российский президент объявил о проведении операции на территории Украины, а уже 27 февраля немецкий канцлер провозгласил политику перевооружения. Даже несмотря на заверения Кессманн, что многие из евангелических христиан выступают против перевооружения бундесвера и размещения в Европе американских ракет средней дальности, они не представляют сегодня большинство в Германии.
Опасения, которые высказала глава Евангелической церкви, связаны с тем, что, по ее мнению, сейчас в сознании немцев укореняется идея доминирования военного решения всех проблем. Она напоминает, что не стоит отказываться от идеи совместного европейского дома, в котором должна присутствовать и Россия. Ведь РФ остается соседом Германии, и неправильно разрывать все связи с Россией. По мнению Найцеля, который считается специалистом по Второй мировой войне, среди немцев никогда не было пацифистского большинства. Достаточно вспомнить перевооружение 1950-х годов. Те в Германии, кто протестовал против этого, составляли все-таки меньшинство. Вот и сейчас две трети немцев выступают за перевооружение бундесвера.