Через Транссредиземноморский газопровод в Италию поступят дополнительные миллиарды кубометров алжирского газа. Фото Reuters
Италия, второй после Германии крупнейший покупатель российского газа в ЕС, намерена увеличить импорт голубого топлива из арабских стран. С этой целью правительственная делегация посещает Алжир и Катар. С алжирцами соответствующая договоренность уже достигнута. Документы будут подписаны в понедельник. Это существенный шаг к достижению цели, которую декларировало итальянское правительство, – полностью избавиться в течение ближайших нескольких лет от российских поставок энергоносителей.
Соглашение о сотрудничестве в области энергетики подпишут премьер-министр Италии Марио Драги и президент Алжира Абдельмаджид Теббун. Оно предполагает, что алжирцы нарастят экспорт природного газа примерно на 50% к концу года. То есть на 9–10 млрд куб. м. Во всяком случае, так передается содержание алжирско-итальянской договоренности в западных СМИ. Издание Luxemburg Times, ссылаясь на источники, сообщает даже, что алжирский газ может полностью заменить к концу года для Италии газ из России. На это, правда, не очень похоже.
Италия – важнейший покупатель российского газа в Европе. В январе это отметил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, подводя итоги 2021 года, оказавшегося очень удачным для компании. «Отмечу, что закупку российского трубопроводного газа нарастили 15 стран. Самый большой прирост обеспечили его крупнейшие потребители – Германия (+10,5%), Турция (+63%), Италия (+20,3%)», – сказал он.
Всего же на Россию приходится 40% всего импортного газа Италии. То есть 29 млрд куб. м в год. Такую цифру назвал министр экологической модернизации и трансформации Италии Роберто Чинголани. Большинство экспертов сходятся в том, что, не будь российской спецоперации в Украине, наверняка рост потребления российского газа в ЕС продолжился бы. Все-таки Евросоюз переживает период восстановительного роста после пандемии. К тому же в Европе по экологическим причинам сокращалась собственная добыча газа, а возобновляемая энергетика пока не полностью оправдывает возлагаемые на нее надежды. Теперь же в ЕС взят курс на снижение зависимости от России в какой бы то ни было сфере.
В эфире итальянского телевидения Чинголани пообещал, что страна откажется от российского газа в течение 2,5 года. Он допустил, что уже в ближайшее время (точные сроки министр не назвал) удастся заместить 15–16 млрд куб. м российского газа. Кстати, Чинголани входит в итальянскую делегацию, которая направляется в Алжир. Помимо него в эту североафриканскую страну вместе с Драги летят министр иностранных дел Луиджи Ди Майо и генеральный директор нефтегазовой компании ЕNI Клаудио Дескальци. Оба отправятся в Катар, а Драги и Чинголани поедут в Брюссель, где одной из тем их переговоров с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен станет как раз вопрос диверсификации энергопоставок в страны ЕС.
Один Алжир вряд ли способен справиться с задачей замещения российского газа. Это в начале апреля прямо признал гендиректор алжирской нефтегазовой Sonatrach Тауфик Хаккар. Вместе с тем автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов полагает, что на самом деле ресурсов для повышения экспорта газа у Алжира может быть меньше, чем это пытаются представить. «Алжир поставляет 11% европейского газа, но производство стагнирует с 2018 года, резервы истощаются, инвестиции пока недостаточны, к тому же есть проблемы в управленческой сфере. Хотя в последнее время были положительные признаки. 2021 год оказался для Sonatrach довольно успешным либо из-за новых стратегических решений, либо просто на фоне постпандемийного роста спроса», – отмечает эксперт в комментарии «НГ».
Марио Драги намерен частично заместить российский газ алжирским. Фото Reuters |
Политика Запада на снижение зависимости от России усиливает конкуренцию за поставщиков энергоресурсов, заставляя многие страны идти на компромиссы, которые еще вчера казались им если не немыслимыми, то труднодостижимыми. Яркий пример – переговоры с Ираном о восстановлении «ядерной сделки», которые близки к завершению. А в Северной Африке на решение Алжира увеличить поставки газа в Италию, а не в Испанию, вероятно, повлияла позиция Мадрида по Западной Сахаре. В марте испанское правительство поддержало Марокко в споре за эту территорию. Это привело к отзыву алжирского посла из Испании (см. «НГ» от 20.03.22).
А вот проблем во взаимоотношениях североафриканской страны с Россией эксперты не ожидают. «То, что Алжир является традиционным поставщиком газа в Европу, – это реальность последних десятилетий. Вряд ли увеличение поставок в Италию омрачит отношения африканской страны и РФ сейчас. Тем более что в нынешних реалиях от российского газа в ЕС просто отказываются. Соответственно о прямой конкуренции двух стран говорить уже вряд ли приходится. У Италии же на газ повышенный спрос. Поэтому Москва скорее всего принимает происходящее как нечто естественное», – сказал заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.
И на других сферах сотрудничества двух стран договоренность с Италией тоже вряд ли скажется. Москва, даже если захочет наказать Алжир, вряд ли сможет это сделать. В разговоре с «НГ» Фитуни отметил, что Россия является крупным, но далеко не единственным поставщиком оружия этому североафриканскому государству. Алжир перевооружается и с помощью США, Франции, той же Италии. Кроме того, страна в отличие от ряда своих соседей не сильно зависит от поставок российского зерна. Так, пшеница из России в Алжир не поставлялась в течение пяти лет. Поставки возобновились только в прошлом году.
Не лишне напомнить, что никаких демаршей со стороны России не последовало и после визита Ди Майо в Азербайджан, который состоялся 2 апреля. Там глава МИД Италии прямо заявил, что увеличение поставок газа, обещанное азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, нужно, чтобы «освободиться от энергетической зависимости от России».
Тем не менее факт остается фактом: страны арабского мира, которые ряд российских аналитиков относили чуть ли не к союзникам, не стремятся, если им это невыгодно, занимать позицию благожелательного к РФ нейтралитета в конфликте Москвы и Запада. Более того, нельзя исключать и их присоединение к антироссийским санкциям. Отчасти этот процесс уже начался. Яркий пример такого рода – приостановка в марте инвестиций в России фондом национального благосостояния ОАЭ Mubadala Investment Company. Эмираты считались политически столь же близкими к Москве, что и Алжир.