Жителям Шанхая пришлось выстраиваться в очереди, чтобы пройти тест. Фото Reuters
Китай столкнулся с самым сильным вызовом своей системе здравоохранения со времени вспышки коронавируса в Ухане в 2019 году. На этот раз полем боя стал Шанхай, где нужно тестировать 26 млн населения. Практически каждый житель должен оставаться дома, пока медики не проведут тест. По мировым меркам число зараженных невелико. Но председатель КНР Си Цзиньпин призвал покончить со вспышкой как можно скорее. Мегаполис стал полигоном для проверки стратегии, основанной на отслеживании, тестировании, помещении в карантин всех зараженных и тех, кто с ними контактировал.
В Шанхае побывала заместитель премьер-министра, член политбюро ЦК КПК Сунь Чуньлань и потребовала в сжатые сроки выполнить указание председателя Си: поместить на карантин, госпитализировать или дать медицинскую помощь всем нуждающимся. В то же время Народно-освободительная армия направила в воскресенье в город более 2 тыс. медработников, а из соседних провинций прибыло 10 тыс. специалистов и младшего персонала.
Больницы, спортивные залы, дворовые помещения превращены в центры карантина. В их числе Центр международных выставок, который может принять 15 тыс. пациентов. Пекин утверждает, что возможности государственной системы охраны здоровья практически безграничны: 12 400 институтов могут за день протестировать 900 млн человек. Как передает Reuters, некоторым жителям пришлось проснуться до рассвета, пустить в квартиру работников здравоохранения и открыть рты для тестирования нуклеиновых кислот. Другим пришлось выстроиться в очередь на расстоянии 2 м друг от друга у здравпунктов. Есть жалобы, что карантинные центры переполнены, там плохо с удобствами, трудно получить питание и лекарства. Кое-кто стал высказывать сомнения в суровых методах борьбы с пандемией. Задается вопрос: почему людей с бессимптомным или мягким течением болезни – а это большинство шанхайцев – нельзя изолировать дома? Еще более эмоционально реагируют на действия медиков матери, которых разлучают с инфицированными детьми.
Вот, к примеру, что случилось с Эстер Чжао. Она принесла свою дочку двух с половиной лет, у которой был жар, в больницу. А через три дня Эстер пришлось умолять начальство больницы не разлучать ее с дочкой и не посылать ребенка в карантин для детей. Дело в том, что тест показал: Эстер тоже заразилась. Тогда врачи сказали, что саму ее переведут в центр карантина, если не согласится на то, чтобы ребенка перевели в больницу для детей.
Муж Эстер оказался в другом карантинном центре. После расставания с ребенком мать получила через групповой чат сообщение, что ребенок чувствует себя хорошо. Доктор объяснил женщине, что детей нужно отправлять в предназначенные для них лечебные учреждения, родителей – на карантин, и быть вместе с детьми в таких случаях нельзя. Некоторые родители в панике после того, как в социальной сети Weibo и на других платформах появились фото и видео плачущих ребятишек, которые лежат по трое на одной кроватке.
Эта проблема обсуждалась в понедельник на пресс-конференции, устроенной отцами города. Чиновник сказал, что теперь родители смогут быть вместе с заболевшими детьми, если они тоже заболели. Но если родители не заразились, то пока придется находиться вдали от ребят.
Западные медиа утверждают, что вспышка вируса в Шанхае и других регионах КНР приведет к замедлению темпов экономического роста и замораживанию плана сократить имущественное неравенство в стране. По данным Bloomberg, экономика замедляется три квартала подряд. На это помимо пандемии влияют резкое снижение объемов строительства жилья и возможное повышение цен на сырье из-за событий в Украине.
Лозунг Си Цзиньпина обеспечить общее процветание для всех частей общества был выдвинут в то время, как Китай на фоне разгула коронавируса в мире стал единственной страной, чья экономика уверенно росла. Вот тогда и была развернута кампания, направленная на то, чтобы подрезать громадные прибыли, которые зарабатывали корпорации-девелоперы и технологические гиганты. Им было предложено делиться с малоимущими. В результате конгломерат Alibaba потерял почти 600 млрд долл. по сравнению с концом 2020 года, а его основатель Джек Ма исчез из поля зрения.
Но премьер Ли Кэцян упомянул в марте в своем докладе парламенту и параллельному консультативному органу любимую фразу Си об общем процветании всего один раз. Дело в том, что сейчас главное – не трогать миллиардеров, а добиться приемлемых показателей роста экономики. Wall Street Journal тоже пишет, что большая часть программы жесткого контролирования IT-гигантов как бы растворилась, поскольку необходимо предотвратить замедление производства. В беседе с «НГ» Андрей Островский, руководитель экономических исследований в Институте Дальнего Востока РАН, высказал совершенно иную точку зрения по сравнению с западными комментаторами: «Я не ожидаю, что то, что было намечено на сессии Всекитайского собрания народных представителей, будет корректироваться. Правительство собиралось повысить налоги на сверхбогатых предпринимателей. И, думаю, этот план будет реализовываться. Что касается роста экономики, то в 2020 году, когда в других странах произошло падение, Китай сохранил рост в 2,3%. И в нынешнем году, очевидно, индикативный план роста в 5,5%, намеченный на сессии парламента, будет выполнен».