На фото министр финансов Израиля Авигдор Либерман. Фото Reuters
Решение властей Израиля присоединиться к звучащим в адрес России обвинениям по поводу событий вокруг украинского города Буча, пригорода Киева, вызвало опасения, что сотрудничество двух стран по Сирии будет подорвано. В связи с чем 4 апреля министр обороны Бенни Ганц поспешил уверить, что никто не помешает его стране проводить операции там, где возникает необходимость. Тем не менее в своей реакции на сообщения об обстановке в Буче правительство Израиля показало неоднородность: министр финансов Авигдор Либерман отказался принять чью-либо сторону в споре о произошедшем.
Заявления Ганца прозвучали в интервью радиостанции «Кан Бет». После того как правительство Израиля обвинило Россию в совершении «военных преступлений» на территории города Буча, журналисты решили поинтересоваться у главы оборонного ведомства, как такая риторика может отразиться на качестве координации между ближневосточной страной и Москвой на сирийской арене. «Мы продолжим действовать на Ближнем Востоке везде, где нам нужно действовать», – сказал Ганц. Он подчеркнул, что в ходе полномасштабных конфликтов «должны соблюдаться моральные ценности». «К сожалению, гражданские лица могут пострадать в ходе боевых действий, но их нельзя целенаправленно убивать», – отметил министр обороны.
Первым с критикой российских действий накануне выступил его коллега – министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, который заявил, что «невозможно оставаться равнодушным перед ужасающими картинами, открывшимися под Киевом». Он открыто обвинил Москву в «умышленном причинении вреда» гражданским на территории Украины и назвал ее действия «военными преступлениями». Это ознаменовало серьезный сдвиг в риторике еврейского государства, некоторое время назад пытавшегося играть роль переговорного посредника.
Москва, в свою очередь, называет сообщения и фотографии об обстановке в Буче «фейковой атакой» и «постановкой, которую пытаются использовать в антироссийских целях».
В Израиле сейчас звучат голоса в пользу того, что позиция страны в отношении России должна звучать однозначно. Такое мнение на днях выразил министр по делам диаспоры Нахман Шай. Однако не все его коллеги согласны с этой поставкой вопроса. В утренней беседе с национальной радиостанцией Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) министр финансов Либерман продемонстрировал, что не готов присоединиться к чьей-либо версии по поводу Бучи. «Мы все осуждаем военные преступления, – сказал он. – Здесь есть взаимные обвинения – Украина обвиняет Россию, а Россия обвиняет Украину». По его словам, еврейское государство вынуждено и защищать свою моральную позицию, и отстаивать свои интересы.
Местные комментаторы сочли его высказывания попыткой «повторить позицию Кремля». Тем более что Либерман возглавляет партию «Наш дом – Израиль», которая претендует на то, чтобы представлять интересы русскоязычных граждан. Это делает политика особо уязвимым перед обвинениями в пророссийских взглядах.
Откровенное возмущение слова Либермана вызвали у дипкорпуса Украины. Посол страны в еврейском государстве Евгений Корнийчук пригласил министра финансов посетить пригород Киева в сопровождении конвоя.
Сама выработка реакции на серию сообщений по поводу Бучи потребовала у израильских властей нескольких часов, рассказали местному порталу Walla высокопоставленные источники. По их словам, еврейское государство связалось с несколькими западными странами, чтобы выяснить их позицию и выслушать соответствующие аргументы.
На фоне украинского кризиса Либерман уже становился мишенью для критиков. В частности, на него возлагали ответственность за бюрократические препятствия для доступа украинских беженцев к медицинской страховке. Министр здравоохранения Израиля Ницан Горовиц посвятил этому целую колонку в газете «Гаарец». «Даже если бы мы не были страной, созданной беженцами и для беженцев, у нас все равно была бы моральная обязанность протянуть руку помощи, – написал он. – К сожалению, есть и те, кто создает ненужные и постыдные трудности для немногих людей, уже постучавшихся в наши ворота».
Некоторое время назад к Либерману и его ведомству местные СМИ также высказывали претензии по поводу неготовности профинансировать создание полевого госпиталя во Львове, несмотря на то что этот шаг правительство еврейского государства называло в числе основных направлений помощи украинской стороне.
Даже на первый взгляд небольшие расхождения по определяющим вопросам внешней и внутренней политики имеют значение для действующего израильского правительства. Этот кабинет министров стал результатом создания в минувшем году разномастной коалиции, включившей в себя – на фоне общего неприятия политики бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху – абсолютно разные партии. В связи с этим споры по вопросам, которые могут быть предметом относительного консенсуса в западном сообществе, представляют риск для правительства еврейского государства, и без того проходящего проверку на прочность чередой вызовов в сфере внутренней безопасности.