Олаф Шольц опасается, что наступит время, когда его стране придется защищать себя своими силами. Фото Reuters
Планы немецкого правительства приобрести собственную антиракетную систему наталкиваются на острую критику в Бундестаге. Примечательно, что критиками выступают эксперты Христианско-демократического союза (ХДС) – крупнейшей оппозиционной партии, которая до сих пор поддерживала проекты правительства по перевооружению Германии.
В частности, речь шла о проекте стомиллиардного пакета финансовых средств, за счет которого должно было бы произойти усиление боеспособности германской армии. С точки зрения эксперта ХДС по внешнеполитическим вопросам Родериха Кизеветтера, пишет немецкое информационное агентство n-tv, «подобное приобретение антиракетной системы является поспешным».
В качестве обоснования планируемой бессмысленной траты Кизеветтер приводит летно-тактические данные российского гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал», против которого пока нет реальной защиты. При этом политик утверждает, что на данный момент Германии никто не угрожает. По его мнению, в среднесрочной перспективе Германия, как и ее соседи, должна быть интегрированы в систему противовоздушной обороны Североатлантического блока.
Поводом для выступления Кизеветтера стали ответы федерального канцлера Олафа Шольца на вопросы известного немецкого обозревателя Первой программы германского телевидения (ARD) Анны Виль. Примечательно, что это интервью состоялось через 110 дней с того момента, как Шольц был избран федеральным канцлером голосами депутатов СДПГ, либералов и «Зеленых», которые и образовали коалиционное правительство.
Конечно, если прослушать это интервью, могло создаться впечатление, что Анне Виль осознанно провоцировала канцлера высказаться о немедленном прекращении получения энергоресурсов из России. Конечно, Шольц вынужден был защищать свою позицию, которую, по его словам, он согласовывал с партнерами по НАТО и с США.
Психологически можно вполне понять канцлера: он пытался в этой ситуации показать себя перед телезрителями вполне адекватно реагирующим на риски, которые угрожают Германии, даже несколько преувеличивая их. Именно в этом интервью Шольц вслух размышлял о возможности приобретения израильской антиракетной системы «Железный купол» (Iron Dom). Дословно в интервью он заявил, что эта тема обсуждается, поскольку израильская система имеет гораздо больший радиус действия, чем американская система Patriot.
Однако, как можно было понять из интервью, принятие решения зависит от многих факторов, в том числе от состояния ситуации в мире. В любом случае создание единой европейской ПРО возможно лишь после 2025 года.
Заслуживает внимания, что Шольц не поддался попыткам Анны Виль буквально заставить его осудить российского президента в тех же выражениях, как это сделал американский президент Джозеф Байден. Это побудило n-tv предположить, что Путин по-прежнему является партнером для Шольца по переговорам, касающимся важнейших событий на Европейском континенте. Другими словами, Шольц намерен оставаться в диалоге с российской стороной.
Важным для будущего российско-германских отношений может быть признание Шольца, что его осуждение действий Путина связано с тем, что тот своими действиями в Украине пошел на нарушение сложившейся в Европе системы безопасности. Правда, Олаф Шольц и Анна Виль ни одним словом не упомянули ни о систематическом и длительном нарушении Украиной Мюнхенских соглашений, ни известные предложения, сделанные тогдашним российским президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году о создании новой системы безопасности в Европе.
Однако Шольц в интервью отметил, что лично для него именно после 2009 года стало ясно, что Россия критически относится к существующей в Европе системе безопасности. Основные ее элементы были заложены заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в июле-августе 1975 года.