Фото REUTERS
Израиль стал местом проведения исторического саммита «Негев» с участием глав дипломатических ведомств Египта, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Бахрейна и США. Несмотря на то что официальный старт процессу арабо-еврейской нормализации был дан в 2020 году, встречу такого масштаба Святая земля еще у себя не принимала. Сейчас для этого созрели все условия: региональные игроки теряют доверие к своему союзнику в лице Америки, пока та показывает готовность к беспрецедентным уступкам Ирану, основному предмету беспокойства соседних государств.
Переговоры в Сде-Бокер, на юге Израиля, начались с беседы между госсекретарем Энтони Блинкеном и главой МИДа принимающей стороны Яиром Лапидом. На совместной пресс-конференции последний развеял все сомнения, что именно заняло основную часть повестки в рамках конференции. Шеф израильской дипломатии признал, что у его страны есть разногласия с США по поводу восстановления ядерной сделки с Ираном. «Но открытый и острый диалог – часть силы нашей дружбы, – отметил он. – Израиль и США продолжат совместную работу, чтобы не допустить, чтобы Иран стал ядерным». Однако Лапид предупредил: его страна «сделает все, что сочтет правильным», чтобы предотвратить получение Тегераном оружия массового уничтожения.
В свою очередь, Блинкен назвал ядерную сделку 2015 года (Совместный всеобъемлющий план действий) «лучшим способом» контролировать курс Исламской Республики. В то же время он попытался сгладить видимую мягкость Белого дома на этом направлении и уверил: администрация непоколебимо привержена «основному принципу, по которому Иран никогда не сможет получить ядерное оружие». Глава Госдепа осудил продолжающиеся нападения на инфраструктуру ОАЭ и Саудовской Аравии со стороны йеменских повстанцев-хуситов, которых принято считать союзниками Тегерана. В случае если иранские силы будут создавать угрозу Америке или ее союзникам, они встретят сопротивление, пообещал глава дипломатического ведомства.
Работа над переговорами, к которым вечером по плану должны были присоединиться министры иностранных дел Египта, Марокко, Эмиратов и Бахрейна, началась на прошлой неделе, после того как в Шарм-эш-Шейхе состоялся редкий трехсторонний саммит египетского, израильского и эмиратского лидеров (см. «НГ» от 24.03.22). Ближневосточное турне Блинкена, которое началось 26 марта и должно охватить еврейское государство, Палестину, Марокко и Алжир, просто дало удачный повод, которым было грех не воспользоваться, говорят официальные лица, причастные к организации конференции «Негев». После многосторонних переговоров в Сде-Бокер главу Госдепартамента ждал в Рамалле палестинский лидер Махмуд Аббас.
Иранское досье – не единственное, что тревожит сейчас страны Ближнего Востока и Северной Африки. Не случайно в повестку турне Блинкена вошел украинский кризис: он нанес удар по и без того хрупким региональными экономикам. На фоне эскалации боевых действий выросли цены на сельскохозяйственный импорт. Особенно явно на себе это почувствовал Египет: именно Россия и Украина обеспечивают ему около 80% поставок пшеницы. Отдельный вопрос – рынок энергоносителей, ценовые скачки на котором были также небезболезненными для Каира. Несмотря на то что список участников «Негева» изначально не включал Египет, за день до саммита стало известно, что министр иностранных дел страны Самех Шукри отправится на юг Израиля.
Принимающая сторона считает: сейчас настало подходящее время для того, чтобы она продемонстрировала свою способность влиять на ситуацию – арабские коллеги Лапида должны понять, что израильтяне могут воздействовать на позицию Белого дома так, как другие не имеют возможности. Еврейское государство считает, что может посредничать и в растущих на фоне украинского кризиса трениях между Вашингтоном и такими региональными столицами, как Абу-Даби и Эр-Рияд. Кроме того, в нынешних обстоятельствах растет значимость Израиля как поставщика природного газа. На его топливо делают ставку Египет и Иордания, которые включены в проект арабского газопровода – магистрали, ведущей через Сирию в Ливан.
«Отчаянные времена требуют отчаянных мер, – цитирует Times of Israel историка Ближнего Востока Моше Альбо. – Саммит в первую очередь является свидетельством того чувства безотлагательности, которое испытывают страны в свете нескольких процессов, приближающихся одновременно и превращающихся в многомерную угрозу их внутренней стабильности, их региональному положению». По словам исследователя, Америка является стратегическим столпом, который должен поддерживать региональную стабильность, но который в то же время руководит усилиями по восстановлению ядерной сделки с Тегераном. «Это делает Иран более смелым в регионе, и поэтому масштабы угрозы с его стороны растут», – отмечает Альбо.
Другой эксперт по региону Моран Зага обращает внимание на то, что сближение региональных игроков – это сложный процесс, и совместным заявлением по итогам саммита дело вряд ли кончится. По его словам, если арабские министры иностранных дел вернутся домой разочарованными, их недовольство превратится в бурю из-за безразличия администрации Байдена. Эксперты полагают: можно представить, что в нынешней ситуации ОАЭ и Саудовская Аравия продолжат искать способ договориться с Ираном, чтобы получить гарантии стабильности. Но не исключено, что региональные игроки могут приложить отдельные усилия для того, чтобы доказать и Ирану, и США: выстраивать архитектуру безопасности можно и без них.