Лиз Трасс считает, что санкции можно ослабить, только если российская операция в Украине закончится. Фото Reuters
Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс назвала ключевые условия снятия санкций с России – это, в частности, прекращение огня и вывод российских войск с украинской территории. Раньше британцы и американцы озвучивали более жесткие условия. Однако едва ли слова Трасс являются свидетельством смягчения позиции Запада. Тем более что в ближайшие дни конфронтация между Россией и рядом стран ЕС может стать еще более жесткой. Нельзя исключить даже разрыва дипломатических отношений.
В интервью изданию Sunday Telegraph Трасс рассказала о том, что в МИД ее страны создается специальный отдел, который будет отслеживать и пытаться наладить переговорный процесс между Москвой и Киевом. Тем не менее как-либо ослаблять санкционное давление против РФ в обмен на какие-либо уступки по второстепенным вопросам или в качестве жеста перед переговорами Запад не намерен. «Санкции должны быть сняты только при полном прекращении огня и выводе войск, а также обязательств, что агрессии больше не будет», – сказала Трасс, при этом дав понять, что данные условия Запада ключевые, но не единственные.
Решение главы МИДа прокомментировать тему санкций, вероятно, связано с тем, что в западных СМИ и экспертном сообществе обсуждается предполагаемый переход РФ к, как его называют в США, «плану Б»: от идеи смены власти в Украине и занятия всей ее территории до остановки продвижения российских Вооруженных сил на западных административных границах Донецкой и Луганской областей. Если сравнивать интервью Трасс с тем, что говорила в начале марта заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, то может создаться впечатление, будто Запад готов в той или иной мере смягчить свою санкционную политику, чтобы приблизить прекращение огня. В начале марта Нуланд в интервью ТАСС подчеркивала, что о каком-либо ослаблении санкций возможно говорить, только если РФ выполнит все строго определенные условия. Прекращение огня – только одно из них. По словам Нуланд, санкционное давление закончится, только если Россия «поможет отстроить Украину, восстановит мир и признает суверенитет и территориальную целостность данной страны», а также ее «право на существование». При этом следует отметить, что ни Нуланд, ни Трасс не конкретизировали, что имеется в виду под признанием территориальной целостности Украины. Идет ли речь и о Крыме тоже?
Как бы то ни было, трактовать интервью Трасс как намек на возможные уступки Запада бессмысленно, пока отношения с ним у РФ не будут по крайней мере еще больше ухудшаться. Между тем уверенности в том, что ухудшение не произойдет уже в ближайшие дни, нет. Чешский МИД сообщил о том, что заместитель министра иностранных дел Чехии Мартин Смолек вызвал российского посла в Праге Александра Змеевского. Как сообщает чешское внешнеполитическое ведомство, ему был выражен протест в связи с «провокациями в отношении сотрудников чешского посольства в России». Что имеется в виду, не конкретизируется. Впрочем, и без инцидентов с чешскими дипломатами отношения Кремля и официальной Праги в последнее время ничуть не лучше российско-польских отношений. В столице Чехии проходят многотысячные демонстрации в поддержку Украины, в которых участвуют в том числе российские граждане. Чешский министр обороны Яна Чернохова объявила, что не поедет в Венгрию на встречу глав оборонных ведомств «Вышеградской четверки», если венгерское правительство премьер-министра Виктора Орбана не присоединится к странам ЕС, выступающим за жесткие санкции против нефтяного и газового сектора России. В воскресенье премьер-министр Чехии Петр Фиала заявил о том, что в стране готовятся поправки в законодательство. Они позволят упростить процесс выявления и заморозки активов российских граждан, подпавших под международные санкции. А ведь всего лишь до мая прошлого года Чехию считали чуть ли не лоббистом интересов Кремля в Евросоюзе.
Протест, выраженный российскому послу, при неблагоприятном развитии ситуации может стать началом разрыва дипломатических отношений двух стран. Во всяком случае, снижать их дальше некуда. Число российских дипломатов в Праге сокращено до минимума, равно как и чешских – в посольстве страны в Москве.
С 24 февраля закрыты российские консульства в Брно и Карловых Варах, выдача виз и видов на жительство российским гражданам приостановлена. В России, в свою очередь, не работают консульства Чехии в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
Чешский МИД заявляет о своей незаинтересованности в разрыве дипломатических отношений с РФ. О том же самом говорят в польском внешнеполитическим ведомстве. Тем не менее и с Польшей сохраняется угроза разрыва дипотношений. Страну покидают 45 сотрудников российского посольства. Их польские власти считают виновными в шпионаже. О столь же масштабной ответной высылке польских дипломатов из РФ пока не сообщается, но в российском МИДе уже пообещали, что ответ обязательно будет.
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в комментарии «НГ» отметил, что даже если дело дойдет до разрыва дипломатических отношений, допустим, с Польшей, без консульской помощи находящиеся там россияне не останутся. «Это вещи уже отработанные. Если посольство закроется, то существует система передачи консульских функций третьей стране. Это можно сделать в рабочем порядке так, как это неоднократно делалось в мировой практике в подобных случаях», – сказал он.
Следует добавить, что у России есть собственный опыт такого рода. В 2008 году после признания РФ независимости Абхазии и Южной Осетии дипломатические отношения с Грузией были разорваны по инициативе Тбилиси. С тех пор консульские функции между двумя странами осуществляет посольство Швейцарии. Если дело дойдет до разрыва дипломатических отношений с Чехией или Польшей, тоже можно обратиться к этой стране. Правда, вести диалог с Западом будет сложнее.