На фото глава Восточного комитета германской промышленности Оливер Хермес. Фото WILO\ost-ausschuss.de
Глава Восточного комитета германской промышленности Оливер Хермес опубликовал заявление по поводу деятельности немецких компаний в России. В нем содержится призыв к правительству РФ не нарушать право собственности и право распоряжения им, а также соблюдать инвестиционные договоренности.
Заявление Хермеса начинается со слов о том, что работающие в России немецкие фирмы уже с 2014 года полностью придерживаются санкций, введенных против Москвы со стороны ЕС. Однако они сталкиваются с тем, что их постоянно обвиняют в продолжении деятельности в России. Это несправедливая критика, подчеркивает Хермес. Цель западных санкций, по его мнению, состоит в том, чтобы изменить поведение руководства РФ, а не в том, чтобы полностью разрушить российскую экономику и добиться обнищания населения.
Да и полное прекращение экономических контактов между Россией и Европой, как считает Хермес, не является целью санкционной политики. «Это было бы для мирного, как мы надеемся, будущего нашего континента полностью контрпродуктивным», – отметил он.
Имеется целый ряд отраслей экономики, участие в работе которых для немецких фирм правомерно. Эти сферы сознательно не подвергаются санкциям. К ним относится производство медикаментов, медицинских изделий и продуктов питания, удовлетворяющих основные потребности населения. К другим отраслям, которые не находятся под санкциями, относятся сырьевые и энергопоставки в ЕС, а также обеспечение технической надежности промышленных установок и транспортных средств, бесперебойное функционирование сельскохозяйственного сектора. Россия, как и Украина, обеспечивает мировой рынок такими крайне необходимыми продуктами, как зерновые. Санкции в этом секторе приведут к нехватке продовольствия, росту цен и негативно отразятся прежде всего на беднейших странах.
Не нужно забывать и об ответственности немецких фирм за своих сотрудников в России. Их число достигает 280 тыс. человек. Продажа производственных мощностей в нынешних условиях и так вряд ли возможна. Кроме того, этот шаг сыграл бы на руку участникам рынка из стран, которые не ввели санкции. При этом не следует забывать о возможности наложения штрафов на фирмы за нарушение договорных обязательств. А последствия этих штрафов могут привести к полной потере имущества и правовым последствиям для руководящих работников немецких фирм. Именно поэтому решительно отклоняются все обвинения, выдвигаемые в адрес немецких фирм, активно действующих в России, так сказать, оптом.
Другими словами, даже в условиях санкционного режима поддерживаются деловые связи, которые необходимы для обеих сторон. Однако и они сейчас ставятся российской стороной под вопрос. Речь идет о планах российского правительства относительно введения принудительного управления производств, находящихся под контролем иностранных фирм, Такие планы делают непредсказуемым существование тысяч рабочих мест. Ведь понятно: если иностранные фирмы не будут соблюдать наложенные на Россию санкции, то им придется покинуть страну. Именно поэтому немецкий бизнес призывает российское правительство не нарушать право собственности и право распоряжения им, а также соблюдать имеющиеся инвестиционные договоренности. События в Украине уже нанесли России, как получательнице инвестиций, значительный ущерб.
Значение заявления Хермеса связано с тем, что Восточный комитет германской промышленности содействует деятельности немецких фирм в 29 странах Центральной, Восточной и Южной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. На торговлю с этими странами приходится пятая часть всего товарооборота Германии.