Фото defence-blog.com
Глава Центрального командования ВС США генерал Кеннет Маккензи заявил, что администрация президента Джозефа Байдена рассчитывает поставить точку в спорах о допустимости помогать Египту боевой авиатехникой. Каир может получить истребители четвертого поколения F-15, пояснил военачальник. Инициатива скорее всего встретит сопротивление в Конгрессе: президент Абдель Фаттах ас-Сиси по-прежнему служит объектом критики за нарушения в сфере прав человека. Но и не ответить на потребности своего африканского союзника США не могут, иначе Египет потянется к России.
Заявления Маккензи прозвучали в ходе заседания сенатского комитета по делам ВС, где он выступал вместе с главой Африканского командования Стивеном Таунсендом.
«В случае с Египтом, думаю, у нас есть хорошие новости по поводу того, что мы собираемся предоставить им F-15», – заявил Маккензи. Он сказал, что процесс утверждения «был долгим и трудным», и добавил, что египетские официальные лица и без того демонстрируют нетерпение. «Это основная критика нашей способности поставлять оружие друзьям и партнерам, – обратил внимание руководитель Центкома. – Для того чтобы получить его, требуется слишком много времени. Все происходит крайне неравномерно. Конечно, вместе с нашим оружием приходят и наши ценности».
Высказывания Маккензи прозвучали всего через несколько дней после того, как в Сенате разгорелась борьба по поводу продажи Египту грузовых самолетов на сумму 2,2 млрд долл. Большинством голосов законодатели отклонили инициативу республиканца Рэнда Пола заблокировать отправку партии C-130J. «Лишить части военной помощи, предлагая новые продажи, – слабость перед лицом репрессий. Обычные пощечины не могут скрыть тот неизбежный факт, что США щедро поощряли Египет, превратившийся в одно из самых авторитарных мест на земном шаре», – отмечал Пол в своем заявлении. Однако коллег он не убедил: сторонники сделки сочли, что продажа грузовых самолетов – не то же самое, что предоставление вооружений.
Международные правозащитные группы едины во мнении, что Египет пренебрегает принципами защиты прав человека и свободы слова. По разным оценкам, в тюрьмах Арабской Республики содержится свыше 60 тыс. политических заключенных. В одном из докладов Госдепартамента о ситуации в сфере прав человека отмечается, что злоупотребления египетских властей включают внесудебные расправы, насильственные исчезновения, пытки, опасные для жизни условия содержания в заключении, произвольные задержания и преследование по политическим мотивам. Однако в Каире с этими оценками не согласны. Президент ас-Сиси апеллирует к тому, что все меры оправданы борьбой с терроризмом.
Ситуация не мешает Египту оставаться одним из крупнейших получателей американской помощи. Арабской Республике ежегодно приходит от Вашингтона около 1,3 млрд долл. на разные нужды, в том числе оборонного характера. Несмотря на то что одним из предвыборных обещаний Байдена было не давать карт-бланш президенту североафриканской страны, которого бывший глава Белого дома Дональд Трамп назвал любимым диктатором, осознание необходимости тесного сотрудничества с Каиром растет. Той части истеблишмента, которая настаивает на «наказании» ас-Сиси, нынешняя администрация президента США вынуждена делать небольшие уступки, которые, впрочем, носят скорее символический характер.
Так, в начале этого года Белый дом решил отказать Египту в предоставлении военной помощи на сумму 130 млн долл. Объясняя соответствующее решение администрации, Госдеп отмечал, что Арабская Республика не соответствует некоторым критериям, связанным с соблюдением прав человека. Впрочем, эта точечная блокировка была существенно меньше той суммы, которую требовали удержать из ежегодной помощи североафриканской стране некоторые правозащитные организации. Ими, к примеру, называлась цифра 300 млн долл. Поэтому критиков египетского руководства на Капитолийском холме эта паллиативная мера, предпринятая администрацией Байдена, полностью удовлетворить не могла.
Несмотря на то что Вашингтон выступает крупнейшим поставщиком вооружений, Каир, как следует из обновленных данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира, много военной техники импортирует из России (41%). В связи с этим журнал Breaking Defense не исключает, что окончательное решение по предоставлению F-15 египетской стороне может повлиять на ее желание закупаться у РФ. Американцы не раз давали понять, что рассматривают как угрозу своим интересам заключенную в 2018 году сделку о предоставлении Каиру истребителей Су-35. Египтяне же, в свою очередь, сетуют на то, что США постоянно отказывают им в необходимом передовом оружии, побуждая их делать покупки в других странах.
«Египет имеет обширные и довольно запутанные связи как с Россией, так и с Западом. И для него было бы контрпродуктивно переходить на ту или иную сторону», – говорит старший научный сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) Миретт Мабрук.
По словам аналитиков, которых цитирует эмиратское издание National, североафриканское государство, осуществляющее амбициозную программу модернизации своей экономики и вооруженных сил, не может позволить себе жертвовать своими интересами ради того, чтобы однозначно примкнуть к американской или российской сфере влияния. Каир в любом случае будет стремиться получить выгоду от взаимодействия с обоими лагерями.
Египтянам нравится демонстрировать такой диверсифицированный подход к политике, «и США готовы это терпеть», отметил программный директор вашингтонской Международной кризисной группы Майкл Ханна. «Это непростые отношения, и потребовалось много работы, чтобы превратить их в то, что они представляют из себя сейчас», – подытожил он.