Спецоперация России для некоторых африканцев может обернуться голодом. Фото Reuters
Министерство финансов ЮАР предупредило, что стране грозит экономический коллапс из-за высоких цен на энергоносители и инфляции. И то и другое местные власти считают в том числе следствием российской операции в Украине. Тревогу в связи с событиями в далеких от Африки краях бьют не только в самой развитой стране континента. Прогнозируются то возможные «хлебные бунты» в Северной Африке, то обострение кризисных тенденций в Нигерии и Гане.
Продолжающаяся операция России в Украине станет важным фактором нарастания проблем в Африке. Запас прочности у экономик Черного континента весьма низок, а теперь они еще подвергнуты сильному испытанию. Одной из первых стран континента тревогу подняла ЮАР. Министерство финансов выразило большие опасения по поводу роста инфляции. К тому же, как выяснилось, ЮАР не сможет в полной мере воспользоваться тем, что ее конкуренты на рынке угля, Россия и Украина, заняты выяснением отношений друг с другом. Цены на уголь продолжают расти, но ЮАР из-за логистических проблем нарастить свои поставки вряд ли сможет. Правительство страны на днях признало, что не обеспечена бесперебойная работа железнодорожной линии Transnet, связывающей угледобывающие районы страны с портом Ричардс-бей. Некоторые эксперты прогнозируют, наоборот, снижение объемов поставок южноафриканского угля на мировой рынок в марте, а не их резкое увеличение.
Как сообщает издание Business Insider South Africa, местные аналитики отмечают, что от роста цен на ресурсы экономика страны в перспективе может выиграть. Например, может возрасти экспорт кукурузы, того же угля, увеличатся доходы от продаж палладия. Но выиграет от этого скорее бизнес, нежели граждане. А в ЮАР уровень неравенства весьма высок. В конечном счете цену за конфликт между Россией и Украиной будут платить обычные потребители по всей Африке, по которым до этого и так пробил COVID-19. Business Insider South Africa сообщает, что власти ЮАР ожидают резкого скачка цен на хлеб. Рост цен следует ожидать примерно через три месяца, сказал изданию экономист Grain SA Луан ван дер Уолт.
Впрочем, эксперты сходятся в том, что негативный экономический эффект от операции в Украине до наступления лета почувствует вся Африка.
Прежде всего это касается Северной Африки, напрямую зависящей от поставок украинского зерна, в особенности Туниса (на Украину приходится 32% импорта зерновых), Египта (14–15%) и Марокко (12%). Речь идет не только о пшенице, но и о масле и кукурузе. Наконец, на 30% повысилась цена нефти. А потребительская корзина Ганы на 54% состоит из еды и бензина, Нигерии – на 57%, Египта – на 39%, Кении – на 33%. Правительства теперь не смогут отменить субсидии на топливо, а значит, не вложатся в социальную сферу и инвестиции», – сказал автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
В разговоре с «НГ» эксперт уточнил, что эпицентром кризиса может стать Нигерия, «сердце» континента с населением более 200 млн человек. В этой стране традиционно инфляция и коррупция выше даже в сравнении с большинством других стран Африки, что наложит еще больший отпечаток на цены. Но еще хуже ситуация может обернуться в Южном Судане – там голод станет практически неизбежным. Более 70% населения, пережившего гражданскую войну и недавние наводнения, теперь рискуют стать жертвами, казалось бы, уходящего в прошлое страшного явления.
«В целом кризис сильнее всего ударит по странам Северной Африки, также сильно пострадают страны Западной Африки и в меньшей степени Восточной Африки. С ЮАР же все не так плохо. Бизнес что-то может даже выиграть: доходы с экспорта платины, железной руды, кукурузы могут вырасти. Однако немалая часть этих денег уйдет государству и может пойти на спасение нерентабельных госкорпораций, в частности Eskom, из-за которой все еще часты перебои с подачей электроэнергии, а также на погашение долгов и социальные расходы. Так что возможности есть, но шансы на их реализацию не очень высоки», – считает Целунов.