Кремль не желает останавливать операцию в Украине, считает Эмманюэль Макрон. Фото Reuters
В воскресенье Евросоюз ввел новые антироссийские санкции. Они, в частности, включают рестрикции против нефтяного сектора и расширение черного списка за счет конкретных персоналий. Получается, что санкции против РФ, введенные из-за ее операции в Украине, становятся небывалыми. Нет ни одной страны, против которой ЕС действовал столь же жестко и согласованно.
О введении новых санкций в воскресенье заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. В эфире радиостанции France Inter он сообщил о том, что, помимо всего прочего, рестрикции накладываются на все инвестиции в российский нефтяной сектор и продажу в Россию предметов роскоши. И то и другое прежде выводилось европейцами за скобки при обсуждении санкционных мер. Против запрета на продажу в РФ предметов роскоши еще в прошлом году выступала Италия, а лоббистов свободы инвестиций в российский нефтегазовый сектор было много сразу в нескольких странах ЕС. Теперь же очевидно, что ситуация поменялась кардинально.
Показательно, что санкции вводятся опять по упрощенной процедуре, исключающей долгие дебаты и согласования, характерные для принятия решений в Евросоюзе. Их одобрили на уровне послов ЕС. Ускоренная процедура позволяет вводить санкции немедленно.
Принципиальное согласие на новые меры воздействия в отношении Кремля было дано в четверг-пятницу на неформальном саммите ЕС в Версале. В принятом по его итогам заявлении было подчеркнуто, что «полная ответственность» за конфликт в Украине ложится на «Россию и ее сообщницу Белоруссию». Однако ввести санкции немедленно, по данным французских СМИ, европейские лидеры решили только после состоявшихся 12 марта телефонных переговоров с Владимиром Путиным, которые провели канцлер ФРГ Олаф Шольц и президент Франции Эмманюэль Макрон.
На сайте Кремля сообщается, что российский лидер привел «многочисленные факты грубейшего нарушения украинскими силовиками норм международного гуманитарного права» и призвал своих собеседников «повлиять на киевские власти с тем, чтобы такие преступные действия были прекращены». Кроме того (и это, вероятно, было главным содержанием состоявшихся телефонных бесед), Путин рассказал о серии российско-украинских переговоров. Они проходят в видеоформате и, как заявлял советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк, «продолжаются непрерывно». Российскую делегацию на них, судя по словам президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, по-прежнему возглавляет экс-министр культуры Владимир Мединский. На пресс-конференции 12 марта президент Украины Владимир Зеленский оценил эти переговоры со сдержанным оптимизмом. По его утверждению, представители России «начали разговаривать, а не бросать только ультиматумы», и это является «принципиально иным подходом». Кстати, пресс-служба Елисейского дворца сообщает, что французский президент созвонился с Зеленским 12 марта.
Впрочем, если судить по пересказу сути переговоров Путина с Шольцем и Макроном, который помещен на сайте Кремля, непохоже, что российская позиция принципиально изменилась. Как там утверждается, «лидеры трех стран рассмотрели некоторые вопросы, связанные с прорабатываемыми договоренностями по реализации известных российских требований». Напомним, что в четверг на пресс-конференции после переговоров с украинским министром иностранных дел Дмитрием Кулебой его российский коллега, глава МИД РФ Сергей Лавров заговорил о том, что «необходима денацификация и демилитаризация Украины». А ведь по крайней мере первый термин, казалось, последнее время вышел из лексикона российских официальных лиц.
Москва «не продемонстрировала желания остановить» свою операцию, приводит французский телеканал BFM оценку бесед Путина с Шольцем и Макроном, которую дал источник в Елисейском дворце. По данным этого СМИ, в администрации французского президента говорят, что теперь РФ рискует оказаться в том же положении, что КНДР и Сирия. Есть вероятность, что правовое положение России может быть даже хуже.
Власти уже третьей, после Великобритании и США, страны поднимают тему реформирования Совета Безопасности ООН из-за российской операции в Украине. Премьер-министр Японии Фумио Кисида, выступая на съезде правящей Либерально-демократической партии, заявил, что сделает «все возможное» для такой реформы. Свои слова он не конкретизировал. Но, судя по прежним заявлениям Кисиды, с точки зрения Японии, реформа должна предполагать как минимум расширение числа постоянных членов Совбеза. Сейчас их пять: Россия, Китай, Великобритания, Франция, США.
А британцы допускают возможность приостановки членства РФ в Совбезе ООН. В этом случае Кремль лишится права вето на решения данного международного органа. Правда, даже премьер-министр Великобритании Борис Джонсон признавал, что приостановить или исключить членство кого-либо в Совете Безопасности ООН без согласия России нельзя. Таковы требования устава организации. Тем не менее сам факт того, что тема изменения основополагающих документов и норм ООН поднимается в разных странах на высшем уровне, уже показателен.