Марин Ле Пен, как большинство других политиков Европы, больше не хочет вспоминать о своих былых связях с Россией. Фото Reuters
Сессия Совета по правам человека ООН и Конференция по разоружению в Женеве, стартующие на этой неделе, обойдутся без российской делегации. Ее самолет не пропускают в Швейцарию. Это знаковое событие отражает четкую тенденцию последних дней: РФ лишается как возможности отстаивать свою позицию в международных структурах, так и традиционных лоббистов своих интересов за границей.
Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Женеву на сессию Совета ООН по правам человека (СПЧ) и Конференцию по разоружению отменен. Причина – во введенных санкциях из-за российской операции в Украине. Из-за них самолет с российской делегацией не может вылететь в Швейцарию.
Таким образом, не состоится выступление Лаврова в Женеве, намеченное на утро 1 марта. В этот день СПЧ будет обсуждать ситуацию в Украине.
Скорее всего во вторник или в среду будет принят и новый, уже четвертый международный санкционный пакет. В частности, в ЕС предполагается расширить список лиц, подпадающих под персональные санкции, и ужесточить наказание финансовой системы. МИД Украины утверждает даже, что будут некие рестрикции против российских дипломатов – их частичное выдворение из ряда стран. Правда, каких-либо подтверждений этой информации из других источников нет.
Как бы то ни было, очевидно, что сейчас Кремль ощущает явный дефицит международной поддержки. Это ярко проявилось в минувшую пятницу в ходе голосования в Совете Европы. За приостановку представительства РФ в этой организации проголосовали 42 из 47 государств. Против – только сама Россия и ее вынужденный из-за ситуации в Карабахе (там гарантией не начала новой войны являются российские миротворцы) союзник Армения. Азербайджан предпочел не принимать участия в голосовании, а воздержались Турция и, что характерно, Сербия. Последняя традиционно считается наиболее благожелательно настроенным по отношению к РФ государством Балкан. Однако президент Сербии Александр Вучич занял двойственную позицию в отношении украинских событий. С одной стороны, он объявил о том, что его государство не будет вводить каких-либо антироссийских санкций. С другой – Вучич однозначно заявил, что Сербия «уважает территориальную целостность всех стран, в том числе Украины», и сообщил, что будет придерживаться политики нейтралитета, что в нынешних условиях выглядит как отказ поддержать позицию России.
Япония, которая в 2014 году заняла достаточно осторожную позицию по антироссийским санкциям, теперь их принимает вслед за другими крупными мировыми государствами. В понедельник в местный черный список включен Владимир Путин. Более того, официальный Токио счел нужным напомнить, что у него есть собственные и очень давние претензии к России. ТАСС цитирует директора департамента Европы японского МИД Хидэки Уяма, который заявил, что южная часть Курильских островов «оккупирована и мы считаем, что это противоречит международному праву, как и осуществляющееся в данный момент нападение Российской армии на Украину».
Но хуже всего обстоит дело с поддержкой позиции РФ в странах ЕС. Митинги солидарности с Украиной проходят или проходили в большинстве стран Европы, они собирают тысячи человек. Например, на Вацлавской площади в Праге в субботу собрались, по оценкам полиции, от 70 до 80 тыс. человек. А ведь это Чехия, чей президент Милош Земан вплоть до конца февраля считался одним из наиболее благожелательно настроенных по отношению к политике Кремля лидеров ЕС.
В соседней Словакии среди осуждающих действия России в Украине есть теперь и экс-премьер-министр, лидер партии Smer Роберт Фицо. Он еще в феврале выступал против соглашения об обороне с США. Оно предоставляло возможность использования словацких баз американским войскам на случай российского вторжения в Украину. Smer организовывала шумные протесты против ратификации этого документа. Однако после 24 февраля Фицо осудил действия РФ, хотя и с оговорками.
Россия больше не воспринимается европейскими крайне правыми и популистами как альтернатива «диктату Брюсселя». Причем эта тенденция проявилась еще до начала российской операции в Украине. Знаковым событием тут стал съезд представителей этого идейного течения в Мадриде в конце января, организованный местной популистской партией Vox. На нем впервые для такого рода мероприятий присутствовала и польская делегация во главе с премьер-министром Тадеушем Моравецким, который ранее критиковал французского политика Марин Ле Пен именно за сотрудничество с Кремлем.
Как отметил в комментарии «НГ» руководитель отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер, судя по итоговым документам съезда в Мадриде, европейские крайне правые «украинский кризис считают европейским делом, в которое недопустимо вмешательство иных держав, прежде всего США и России».
комментарии(0)