2,4 тысячи солдат Франция будет выводить из Мали полгода. Фото Reuter
Президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая в Елисейском дворце в четверг утром после встречи с лидерами стран Западной Африки, объявил о переводе воинского контингента страны из Мали в Нигер. Уходом французов может воспользоваться Россия. Одни в мире этого ждут, другие – опасаются.
Вывод французских войск, насчитывающих 2,4 тыс. человек, продлится от 4 до 6 месяцев, заявил Макрон. Это решение он объяснил переворотом, который произошел в Мали. «Мы не можем оставаться в военном отношении рядом с де-факто властями, чью стратегию и скрытые цели мы не разделяем», – сказал он. В стране еще остается Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА) и миссия ЕС. Но это едва ли полноценная замена военному присутствию Франции.
Заявление Макрона предшествовало двухдневному саммиту ЕС – Африканский союз (АС), проходящему в четверг и пятницу в Брюсселе. Решение Парижа выглядит логичным, поскольку военные, захватившие власть в Мали, всячески намекали на то, что французские войска на территории страны им не нужны. В то же время перевод войск в Нигер, который почти сразу вызвался разместить у себя французский контингент после обострения отношений Бамако и Елисейского дворца, позволяет сохранить лицо французскому лидеру перед президентскими выборами.
France 24 отмечает, что именно в Мали пребывание войск вызывало наибольшие трудности, поскольку за время проведения операции «Бархан» в этой стране погибли 48 французских солдат, а во всем остальном Сахеле лишь пять. При этом важно то, что в принципе покидать Западную Африку французские войска не собираются. Макрон это особо отметил. Он сказал, что Францию очень заботит активность радикалов в районе стран Гвинейского залива.
Перед выступлением в среду Макрон провел деловой ужин с лидерами Мавритании, Чада и Нигера. Это остатки от прежнего формата G5 (так называемых стран «Сахельской группы пяти»). В нее входили Мали и Буркина-Фасо. В последней также недавно произошел переворот.
Однако с Мали у Франции отношения все-таки еще хуже, чем с Буркина-Фасо. Временный малийский премьер-министр Шогель Кокалла Маига выступает с конспирологическими речами антифранцузского характера, в которых описывает некие планы Запада по неоколониальной экспансии в Африке. Хуже того, новые власти действуют против Франции не только словом, но и делом.
Макрон вновь напомнил о связях Мали с Россией, и указал, что ЧВК Вагнера находится в этой стране «для защиты хунты и своих корыстных интересов». Впрочем, в чем заключается практическая выгода РФ от присутствия в этом регионе, французский президент не указал. «Для России сложившаяся в Мали ситуация – это шанс, но неизвестно, как она им воспользуется. Операция по типу «убьем плохих парней, и все наладится само собой» у французов не получилась, особенно в центре страны, даже при наличии огромного финансирования и поддержки разведки США. Нужны комплексные меры с привлечением инвестиций, земельной реформой, наведением порядка в землепользовании со стороны Бамако. А ведь пока речь идет лишь о военной поддержке», – сказал автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Эксперт в разговоре с «НГ» подчеркнул, что, несмотря на общую безрезультатность операции французских сил, бегством их переформирование назвать сложно. Более того, Париж все-таки оставляет окно возможностей для Бамако, благо передислокация будет длиться долго.
«Бамако сейчас оказывается в уязвимом положении, равно как и контингент МИНУСМА и миссии ЕС, которые пока продолжат работу в стране. Но не исключается воздушная поддержка наземных операций малийских войск, хотя и явно не совместных с «вагнеровцами». Французы могут продолжать сотрудничать с соседней Буркина-Фасо, поскольку ее новые власти менее радикально настроены, чем руководство Мали, которое намеренно усиливает националистическую риторику», – рассуждает эксперт.
Целунов добавил, что многое будет зависеть от Алжира, дружественно настроенного к России. Но есть и другая объективная проблема. Непонятно, чем малийцы будут расплачиваться. После санкций Экономического сообщества Западных стран Африки встал вопрос не только об оплате услуг частных военных компаний, но и о выплате зарплат собственным чиновникам и военным.
Помощь России в добыче полезных ископаемых и предоставление ей военно-охранной экспертизы пока не смогут заменить многоплановые стабилизационные усилия стран ЕС, США, Канады, особенно по линии гуманитарной поддержки. В такой ситуации довольно быстро может наступить взаимное разочарование между РФ и новыми властями Мали. И тогда малийцы, требующие ухода Франции, также будут требовать ухода России.
комментарии(0)