Сергей Лавров считает, что расширение НАТО еще можно остановить дипломатическими средствами. Фото Sputnik/Reuters
Россия делает ставку не на конфликт, а на переговорный процесс с Западом, так как не считает возможности для диалога исчерпанными. Такой вывод можно сделать по итогам встреч Владимира Путина с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.
Пообщаться под объективами телекамер с двумя важнейшими для обеспечения безопасности страны чиновниками российский лидер решил на фоне резкого обострения международной обстановки вокруг Украины. По рекомендациям своих правительств страну покидают граждане десятков государств, посольства США и ряда их союзников в Киеве фактически закрыты. В западных СМИ множатся сообщения со ссылкой на источники о предполагаемом российском вторжении на украинскую территорию уже в ближайшие дни.
В этих условиях встреча Лаврова и Путина выглядит как многообещающий сигнал, свидетельствующий о том, что оружие все-таки не будет пущено в ход. Глава МИД РФ, заявив, что по главным российским предложениям по безопасности (в первую очередь о гарантиях нерасширения НАТО на восток) ответ Запада оказался неудовлетворительным, тем не менее однозначно высказался за продолжение переговорного процесса.
Лавров отметил, что «наша последовательная разъяснительная работа и приверженность разъяснению нашей правоты при готовности выслушать серьезные встречные аргументы» должны быть продолжены. Ведь возможности для достижения договоренности с Западом, и в первую очередь с США, еще не исчерпаны. Лавров сказал, что дискуссии по российским предложениям о безопасности «не должны продолжаться бесконечно, но на данном этапе я бы предложил их продолжать и наращивать».
Министр подтвердил то, что говорил ранее: Россию не устраивают коллективные разъяснения, касающиеся принципа неделимости безопасности. Она ждет, что по этому вопросу выскажутся не НАТО и ЕС в целом (их разъяснения Москва уже получила), а каждая из 37 стран Европы и Северной Америки, к которым было направлено соответствующее российское письмо. Видимо, следующий шаг РФ в переговорном процессе с Западом – это меры, направленные на получение этих ответов.
Чтобы западные партнеры не сомневались, что Россия ведет разговор с позиции силы, а не слабости, Путин провел встречу еще и с Шойгу. Тот напомнил о том, что российские армия и флот проводят масштабные военные учения как в стране, так и за ее пределами, в Белоруссии. При этом министр больше говорил не о самых пугающих Запад российско-белорусских маневрах «Союзная решимость – 2022», а о действиях российских моряков. Шойгу упомянул и о «вероятно американской» подлодке, которая появилась в районе Курильских островов и была вытеснена за пределы территориальных вод РФ.
Вместе с тем слова министра выглядели как не столько пугающий, сколько успокаивающий международную общественность сигнал. Так, Шойгу, отметив масштаб учений, сказал, что решение об их проведении Путин принял еще в декабре. То есть до начала российско-американских переговоров по безопасности. Получается, что российские войска покинули казармы не в результате событий, связанных с этими переговорами. «Часть этих учений подходит к своему завершению, часть будет завершена в ближайшее время», – заверил Шойгу.
Эти заявления сделаны на фоне предстоящих на этой неделе важных событий. Президент Украины Владимир Зеленский призвал провести встречу стран – участников Венского документа ОБСЕ. В их числе и Россия. Венский документ предусматривает раскрытие информации об учениях и перемещении войск стран-подписантов. Россия не дала ответ, будет ли она участвовать в этом мероприятии.
Иностранцы по-прежнему покидают Украину, опасаясь скорой войны. Фото Reuters |
Визит Рау интересен России именно в контексте ее отношений с ОБСЕ. Дело не только в том, что часть сотрудников ее мониторинговой миссии покинула район Донбасса, что в Москве было расценено как провокационное действие. Россия в своем диалоге с Западом ссылается на два документа, принятые на уровне ОБСЕ: Астанинскую декларацию от 2010 года и решение Стамбульского саммита 1999 года. В них как раз зафиксирован принцип неделимости безопасности, который, с точки зрения Кремля, противоречит самой идее расширения НАТО. Позиция главы МИДа на этот счет, конечно, прогнозируема. Тем не менее услышать ее для Кремля будет важно.
Наконец, в Москву приезжает и канцлер Германии Олаф Шольц. В понедельник он вел переговоры с Зеленским в Киеве. Оттуда он вернется в Берлин и только потом поедет в Москву. Газета Reinische Post online утверждает, что уже сам маршрут поездки содержит двойное послание. С одной стороны, Германия со своими партнерами по НАТО стоит на стороне Украины, а с другой – Германия вместе с Францией выступает в качестве посредника, используя для этого Нормандский формат. Именно поэтому после поездки в Киев Шольц вернется в Берлин, чтобы его поездка не выглядела так, как будто он поехал в Москву по поручению Киева.
Как сообщил Reuters источник в правительстве ФРГ, цель визита Шольца в российскую столицу заключается в том, чтобы лучше понять, чего стремится достичь Россия, и попытаться выяснить, существуют ли какие-либо возможности вернуться к прямому диалогу в рамках ОБСЕ, Совета Россия–НАТО или на других площадках. Отмечается также, что канцлер намерен достичь прогресса в реализации Минских соглашений. На пресс-конференции с Зеленским канцлер заявил, что украинский лидер обещал предоставить проекты законодательных актов об особом статусе районов, ныне контролируемых ДНР и ЛНР, и местных выборах в Донбассе «для дискуссии». Это может быть действительно прорывом в процессе мирного урегулирования. Правда, все зависит от того, каким будет этот документ.
Предполагается, что Шольц объявит наращивание российских войск на границе с Украиной угрозой и призовет Путина к деэскалации кризиса. Во всяком случае, именно так подается эта поездка основными средствами массовой информации в Германии. Киев уже запросил Запад принять против России превентивные санкции и попросил Берлин о поставке 12 тыс. противотанковых ракет. По другим данным, в числе пожеланий Киева – специальные системы для борьбы с дронами.
Второй трудной темой для обсуждения в ходе поездок Шольца станет судьба газопровода «Северный поток – 2». Киев по-прежнему выступает категорически против этого проекта, поскольку опасается за потерю своих транзитных доходов, составляющих миллиарды евро. Шольц, как считает агентство N-tv, уже высказался за запрет эксплуатации газопровода в случае российской интервенции, хотя и не произносил в этой связи названия газопровода. Агентство делает вывод, что канцлер будет придерживаться своей двойной стратегии: угрозы с жесткими последствиями в случае российского наступления на украинской территории и готовность к переговорам, чтобы добиться деэскалации. В любом случае похоже, что впереди – переговорный процесс, а не боевые действия. По крайней мере в ближайшее время.
комментарии(0)