Если верить испанской газете, Йенс Столтенберг пересказывал ответ НАТО в целом правильно. Фото Reuters
Главным политическим событием среды стала публикация в испанской газете Pais ответов США и НАТО на предложения Москвы по безопасности. Первым зарубежным лидером, с которым Владимир Путин собирался поговорить после этого события, стал премьер Великобритании Борис Джонсон. Его страна все настойчивее берет на себя роль «плохого полицейского» в диалоге с Россией.
О том, что содержание ответов США и НАТО будет опубликовано, предупреждал глава МИД РФ Сергей Лавров сразу после того, как ответы были получены. Он допускал, что источником утечки будут американские союзники, с которыми Вашингтон решил обсудить российские предложения по безопасности, против чего Москва возражала. В Кремле диалог РФ и Запада виделся в первую очередь как российско-американский. О трех «треках» обсуждения российских предложений (с США, с НАТО и по линии ОБСЕ) в Москве стали говорить только после того, как в Вашингтоне отвергли переговоры о безопасности исключительно на двусторонней основе.
И вот текст ответов появился в Pais. И в штаб-квартире НАТО, и в Белом доме отказываются подтверждать или опровергать подлинность опубликованного. По сути, аналогичный комментарий дал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. А вот некий «дипломатический источник» (очевидно, в МИД РФ) сообщил РИА Новости, что ответы настоящие. Из этого можно сделать вывод, что российские власти как минимум не против того, чтобы ответ Запада стал достоянием гласности. Кстати, один из авторов материала Pais и, видимо, тот, через кого документы и попали газете, – фрилансер Ибай Арбиде Аса. Это известный журналист, работающий на испаноязычный журналистский консорциум Muzungu producciones.
Сейчас Ибай Арбиде Аса находится в Киеве, так что логичным представляется предположение, что утечка текста – из Украины.
Борис Джонсон собирался обсуждать с Путиным отнюдь не только британско-российские отношения. Фото Reuters |
А вот ответ США действительно содержит много новых моментов. В частности, американцы указывают, что закрепленная в документах ОБСЕ концепция неделимости безопасности, на которую упирает Россия, «является одной концепцией в насыщенном контексте большого количества обязательств, которые взяли друг перед другом страны – участницы ОБСЕ, и не может рассматриваться по отдельности». То есть США готовы увязать эти документы, где говорится о неделимости безопасности, с другими договоренностями. Может быть, даже с Будапештским меморандумом, гарантировавшим территориальную целостность Украины.
Судя по ответам, США согласны обсуждать отказ от размещения регулярных войск и ракет на украинской территории. Кстати, интересно, что Крым как часть Украины в американском ответе не упоминается. Там лишь выражается обеспокоенность наращиванием российского военного потенциала на полуострове и «вблизи украинской границы». США также готовы к обсуждению мер по восстановлению доверия в сфере военных учений, говорить о мерах по предотвращению инцидентов на море и в воздухе, когда самолеты и боевые корабли опасно приближаются друг другу. Но вот говорить об ограничении военного потенциала НАТО и США американцы не будут. Ведь он «является ограниченным, пропорциональным и полностью соответствующим обязательствам, принятым в соответствии с Основополагающим актом Россия–НАТО».
Где американцы готовы пойти на компромисс, так это в вопросе контроля над ракетными вооружениями. Оказалось, что США готовы, «консультируясь с союзниками и, где это уместно, с их согласия» доказать, что в Румынии и Польше не находятся ракеты Tomahawk при условии, если Москва «предоставит ответные меры прозрачности в отношении двух ракетных объектов наземного базирования по нашему выбору на территории России».
Ранее Путин выражал беспокойство по поводу того, что эти ракеты могут появиться вблизи российских границ. Так, 1 февраля на пресс-конференции после встречи с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном он заговорил о Польше и Румынии. «Там стоят установки, на которые можно устанавливать «Томагавки» – ударные ракеты. Разве это не угроза для нас?» – сказал президент.
Первый западный лидер, с которым, видимо, решил поговорить на эту тему Путин, – это Джонсон. Телефонные переговоры двух лидеров были анонсированы в среду помощником президента РФ Юрием Ушаковым. Великобритания последнее время активно контактирует со странами Восточной Европы и даже берет на себя роль некоего представителя интересов по крайней мере Польши. Учитывая, что российские официальные письменные комментарии на ответы НАТО и США, как заявлял Путин, пока еще не готовы, видимо, эта беседа будет частью процесса подготовки, который завершится еще не скоро.
комментарии(0)