Премьер-министр Антониу Кошта не рассчитывал на столь значительный успех своей партии на досрочных выборах. Фото Reuters
Социалистическая партия Португалии, до этого входившая в правящую коалицию, по итогам выборов получила около 41,7% голосов и 117 мест в парламенте из 230, обеспечив себе абсолютное большинство. Ее глава – премьер-министр Антониу Кошта теперь сможет создать гомогенный кабинет министров, хотя и обещает, что монополизировать власть не собирается. Несмотря на успехи в вакцинации и борьбе с COVID-19, победу социалистам опросы не прочили. Выборы стали провалом для уже бывших союзников Кошты по правящей коалиции – Левого блока и Коммунистической партии.
Свой успех 60-летний Кошта прокомментировал весьма скромно. Видимо, сыграло роль то, что изначально он в победе уверен не был и высказывал сомнения, что португальцы обеспечат его партии абсолютное большинство. Его мнительность была небезосновательной: опросы не прочили социалистам большинства. Однако по мере публикации экзитполов становилось ясно, что шансы у Социалистической партии достичь заветной цели все-таки есть. Все это, конечно, ставит вопрос и об эффективности работы социологов, не сумевших предсказать итоги голосования.
«Абсолютное большинство не означает абсолютной власти. Это не означает единоличного правления. Это скорее взывает к повышенной ответственности», – сказал Кошта. Он предположил, что многие португальцы сделали выбор в пользу стабильности и именно поэтому проголосовали за его партию. Кошта пообещал договариваться с остальными силами, которые будут представлены в Ассамблее Республики – парламенте страны.
Стоит отметить, что португальцы довольно ответственно отнеслись к своему выбору – явка составила 57%, причем в период, когда до 10% населения находится на карантине из-за сложной пандемической обстановки. Так, на предыдущих парламентских выборах в 2019 году явка составила лишь 48,5%, а на выборах президента в начале 2021-го и вовсе 40%. Окончательные итоги будут известны через несколько дней.
На втором месте обосновалась Социал-демократическая партия, пока, по подсчетам, набирающая 29,3% голосов. Это больше, чем на предыдущих выборах, но мест партия получит меньше.
Остальные партии остались далеко позади. Уровень их общего представительства сильно не поменялся, однако произошли серьезные перемены в том, каким партиям оставшиеся места достались.
Третье место заняла ультраправая партия Chega («Хватит»), получившая 12 мест в парламенте вместо одного на предыдущих выборах. За ней следует менее радикальная, но тоже правая «Либеральная инициатива». Она тоже имела до выборов лишь одно место в Ассамблее Республики, а теперь скорее всего получит восемь.
Коммунистическая партия получила 6 мест вместо предыдущих 12, а Левый блок (ЛБ) и вовсе оказался в самом проигрышном положении – партия, имевшая 19 представителей в парламенте, теперь будет иметь лишь 5. По иронии, именно эти две партии и спровоцировали досрочные выборы. Они, находясь вместе с социалистами в коалиции, осенью отказались принять бюджет, предложенный Коштой. В этом ЛБ и коммунисты поддержали правых, но с левых позиций – они заявляли, что бюджет нельзя утверждать, поскольку в нем нет дополнительных расходов на социальную сферу.
В результате президент страны Марселу Ребелу ди Соуза, представляющий социал-демократов, назначил досрочные выборы. В целом выбор коммунистов и ЛБ был довольно проигрышным: отказываясь утверждать бюджет, они создали кризисную ситуацию. Причем, что еще важнее, две партии затруднили освоение помощи, предоставляемой Евросоюзом. А к 2026 году Брюссель готов дать Лиссабону 16,6 млрд евро.
В итоге за свое решение коммунисты и ЛБ поплатились, а социалисты и правые партии получили больше мест в парламенте. Впрочем, не все правые сумели добиться успехов. Партия «Демократический и социальный центр» (CDS) правой направленности пока теряет все пять мест в парламенте. Ослабились и позиции португальских зеленых, у которых осталось лишь одно место из предыдущих четырех.
В целом Кошта своей деятельностью заслужил доверие избирателей. Несмотря на зависимость от сферы туризма, экономика Португалии сумела избежать краха, а процент вакцинации достигает 90%. Для самой бедной страны Западной Европы результаты пандемии могли оказаться значительно более плачевными. А наличие единого правительства потенциально может уберечь Португалию от новых кризисов в и так непростое время.
комментарии(0)