Перед выступлением Лаврова в Госдуме Столтенберг заявил о намерении усилить восточный фланг НАТО. Фото Reuters
На правительственном часе в Госдуме выступил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Судя по его словам, дальнейшие отношения России и Запада будут зависеть отнюдь не от развития обстановки вокруг Украины, а от того, какой ответ дадут США на российские предложения по гарантиям безопасности. Если американская реакция Москву не устроит, российские власти оставляют за собой право на жесткие меры.
Можно сказать, что повторилась ситуация середины января. Тогда внутриполитическое мероприятие (ежегодная пресс-конференция Лаврова в Москве) завершило череду внешнеполитических событий – переговоров России в Женеве, Брюсселе и Вене с соответственно США, НАТО и в рамках ОБСЕ. Сейчас выступление главы МИД на правительственном часе явно было приурочено к передаче письменного ответа США по российским предложениям о гарантиях безопасности. Как сообщал телеканал CNN, Госдеп должен был предоставить МИД РФ этот документ в среду, уже после выступления Лаврова в парламенте.
Поэтому большая часть речи министра, вопросов депутатов и его ответов так или иначе были посвящены тематике международной безопасности. Лавров подчеркнул, что ответственность за обострение обстановки вокруг Украины лежит на Западе, который «нагнетает истерику», «постоянно подзуживает украинскую элиту» и «очень хочет какой-то реальной провокации». Не обошел министр вниманием и генсека НАТО Йенса Столтенберга. О нем в последнее время Лавров не раз нелицеприятно высказывался. Накануне выступления министра Столтенберг заявил о том, что НАТО усилит свой восточный фланг. «Я давно никак не рассматриваю его заявлений. Он уже потерял связь с реальностью», – сказал Лавров.
Американский ответ на российские предложения по безопасности, судя по словам главы МИДа, может как разрядить, так и ухудшить международную обстановку: все зависит от того, каким именно будет этот ответ. «Если конструктивного ответа не последует и Запад продолжит свой агрессивный курс, то Москва, как не раз заявлял президент (РФ Владимир Путин. – «НГ»), предпримет необходимые ответные меры», – пообещал Лавров.
Вопросы, которые задавали депутаты, конечно, подталкивали министра к разъяснениям, какими могут быть эти меры. Однако Лавров уходил от какой-либо конкретики как в общении с парламентариями, так и в комментариях журналистам.
Так, он весьма дипломатично отозвался об инициативе секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака. В эфире телеканала «Россия-24» единоросс заявил, что считает целесообразным оказать помощь ЛНР и ДНР поставками «отдельных видов вооружений» для отражения возможного украинского наступления и в качестве ответа на поставку западного оружия Украине. «Здесь у нас однозначная позиция. Мы являемся сторонниками безусловного выполнения Минских договоренностей, которые Украина саботирует. Западные кураторы украинского режима заверяли нас, в том числе американцы, кстати, на встрече Путина и Байдена в июне в Женеве, что они добьются выполнения Киевом его обязательств по комплексу мер, которые были в Минске в 2015 году подписаны, прежде всего в том, что касается обеспечения особого статуса Донбасса», – сказал Лавров журналистам. Учитывая, что в Минских договоренностях ничего не говорится о поставках оружия какой-либо из конфликтующих сторон, заявление министра можно трактовать и как поддержку, и как отсутствие поддержки инициативе Турчака.
Лавров подтвердил, что Россия не станет раскрывать содержание американского ответа на предположения по безопасности, если об этом попросит Вашингтон. Широкой публике будет раскрыта лишь суть того, что напишут американцы. Однако вне зависимости от этого, судя по словам министра, Россия намерена более активно использовать то, что называется «мягкой силой». В течение 2–3 лет будут реализованы 28 программ Союзного государства России и Белоруссии, и это, как заверил Лавров, станет радикальным шагом в деле продвижения интеграции двух государств. Министр поддержал законопроект об отправке в страны СНГ учителей из России с тем, чтобы они работали там вахтовым методом вплоть до года. Поддержке и продвижению русского языка внешнеполитическое ведомство вообще будет уделять повышенное внимание. А вот меры по ограничению миграции из ближнего зарубежья, по-видимому, предприниматься не будут. Во всяком случае, Лавров счел нужным напомнить, что живущие в странах СНГ – не обычные мигранты, а те, кто некогда были гражданами единой с Россией страны.
комментарии(0)