Эмиратам понадобился израильский «Железный купол», чтобы отражать атаки хуситов. Фото Reuters
Интенсификация нападений из Йемена, как кажется, заставила Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) задуматься о приобретении иностранных средств противоракетной обороны (ПРО). Источники издания Breaking Defense сообщили о желании аравийского государства закупить израильскую технику. Несмотря на то что подобный интерес, если верить изданиям региона, Абу-Даби проявляет не в первый раз, позиция еврейского государства в этом вопросе неоднозначна. В минувшем году израильские официальные лица уже давали понять, что их беспокоит сохранность военных технологий: некоторые представители высших эшелонов власти в ОАЭ, возможно, слишком близки к Ирану.
Запрос Израилю власти ОАЭ направили без огласки, пишет Breaking Defense. Речь о продаже продвинутой техники зашла во время неофициального визита в Эмираты, который нанесли израильские чиновники. Эти переговоры источники Breaking Defense назвали предварительными.
Интерес Эмиратов объясним участившимися нападениями на инфраструктуру страны йеменских повстанцев-хуситов, по широко распространенному мнению, подконтрольных Ирану. После комбинированного обстрела Абу-Даби 17 января, который привел к гибели трех мирных граждан с иностранными паспортами и нанес ущерб нефтеперерабатывающей и транспортной инфраструктуре, город снова стал мишенью диверсионной атаки в ночь на 24 января: тогда Министерство обороны ОАЭ проинформировало о перехвате и уничтожении как минимум двух баллистических ракет, запущенных из Йемена. Однако члены хуситского движения «Ансар Аллах» обещают не только продолжить нападения, но и расширить их географию.
В этом месяце ОАЭ уже удалось заключить контракт на 53 млн долл. с израильским концерном Elbit Emirates Systems на поставку систем защиты гражданских самолетов. Кроме того, несколько недель назад Эмираты подписали с Южной Кореей соглашение на 3,5 млрд долл. о приобретении ее зенитных ракетных комплексов средней дальности Cheongung II, однако ожидается, что эта техника будет поставлена аравийскому государству не раньше 2024 года. Сейчас же ОАЭ нуждаются в скорых решениях. По словам источников Breaking Defense, промежуточными вариантами для Абу-Даби могут стать как минимум три израильских комплекса: Barak 8, рассчитанный в числе прочего на беспилотники Barak ER, а также Rafael Spyder.
Месяцем ранее израильское издание «Исраэль Хайом» со ссылкой на источники сообщало об интересе ОАЭ к более разрекламированной продукции израильского оборонпрома. Речь идет о системах ПРО «Железный купол» и «Праща Давида». Правда, по данным газеты, о возможности их приобретения Эмираты ставили вопрос еще до подписания в 2020 году Авраамовых соглашений – серии сделок об арабо-еврейской дипломатической нормализации, непосредственным посредником в которой стала администрация тогдашнего президента США Дональда Трампа. После подписания договоренностей о восстановлении официальных отношений власти аравийского государства только усилили стремление разрешить этот вопрос, делилась «Исраэль Хайом».
Впрочем, в декабре 2021 года израильские власти ответили ОАЭ отказом на продвижение сделки по продаже «Железного купола» или «Пращи Давида». Одно из опасений, которое официальные лица еврейского государства раскрыли в разговоре с местными изданиями, заключается в том, что технологии могут попасть в третьи руки. В этой связи израильтяне обращали внимание на то, что в руководстве Эмиратов могут быть фигуры, которые находятся в слишком тесном контакте с соседним Ираном. Кроме того, отмечалось, что общий комплекс обвинений в адрес Тегерана не мешает Абу-Даби сохранять с ним полноценные экономические контакты. Поэтому еврейское государство просто не может себе позволить продать столь передовую технику влиятельному арабскому партнеру.
У американского разведсообщества перечень претензий к ОАЭ гораздо шире: в аравийском государстве, долгое время пытавшемся выстроить сбалансированные отношения со всеми центрами силы в регионе, видят осевой элемент обхода международных санкций против Ирана. Согласно этим обвинениям, иранские официальные лица могут беспрепятственно использовать банковскую систему ОАЭ в своих целях. В связи с этим некоторые компании из Эмиратов иногда становились объектом американских ограничительных мер в ответ на нарушение санкционного режима, действующего против Исламской Республики. Поэтому опасения по поводу «прозрачности» этого аравийского игрока перед иранским влиянием остаются велики.
После того как 17 января йеменские повстанцы нанесли удар по Абу-Даби, премьер-министр Израиля Нафтали Беннет не преминул выразить поддержку ОАЭ. Глава правительства решительно осудил теракт, «совершенный хуситами под руководством Ирана», и выразил соболезнования семьям погибших мирных жителей. Тем не менее в вопросе готовности еврейского государства пересмотреть позиции по экспорту средств ПРО Эмиратам по-прежнему остается много неопределенности. Как и в том, насколько диверсионная активность йеменских повстанцев повлияет на отношения Эмиратов с Ираном, до настоящего времени выстраивавшиеся на принципах политического и экономического прагматизма.
комментарии(0)