Фото сайта mil.ru
Власти Израиля обеспокоены совместным воздушным патрулированием, которое на днях военные летчики России и Сирии впервые совершили вдоль Голанских высот. Армия обороны (ЦАХАЛ) пытается выяснить у Москвы, что изменилось в ее политике на этом направлении за последнее время, учитывая исключительную оперативную свободу, которую до настоящего дня получала израильская авиация на этой арене. Конечно, это не первая инициатива с патрулированием, которую еврейское государство могло принять на свой счет. Однако версию, что все шаги по усилению надзора адресованы именно южному соседу Сирии, в экспертной среде ставят под сомнение.
О тревогах израильских официальных лиц сообщили источники газеты «Едиот ахронот». По данным издания, представители ЦАХАЛ пытаются выяснить у российских коллег, с чем связано желание организовать патрулирование южных рубежей Сирии. Одна из версий собеседников «Едиот ахронот» сводится к тому, что российская сторона просто попыталась предотвратить возможное нападение ЦАХАЛ на сирийскую территорию, заметив «погодное окно», позволяющее проводить воздушные операции. Согласно другой интерпретации, причиной могла стать растущая напряженность между Россией и США, на фоне которой Москва захотела продемонстрировать свое военное влияние на Ближнем Востоке или даже заставить Израиль надавить на Белый дом.
На днях ВКС России и ВВС Сирийской арабской армии (САА) действительно организовали первое совместное воздушное патрулирование с военных объектов Хмеймим, Сейкаль и Думэйр. Как уточнили в Минобороны РФ, маршрут авиации «пролегал вдоль Голанских высот, затем по южной границе, вверх вдоль Евфрата и над северными районами Сирийской Арабской Республики». Взлет россиян был организован с авиабазы Хмеймим, в то время сирийцы использовали для этого аэродромы Сейкаль и Думэйр в окрестностях Дамаска. В российском оборонном ведомстве отмечали, что ВКС РФ были представлены экипажами самолетов Су-34, Су-35 и дальнего радиолокационного обнаружения А-50, в то время как сирийские – МиГ-23 и МиГ-29.
Патрулирование в эти недели российские военные также организовали на земле. Так, командование Хмеймима распорядилось о круглосуточном наблюдении за морским портом в Латакии. О первом мероприятии такого рода сообщалось 18 января. Как рассказал журналистам заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирал Олег Журавлев, инициатива связана с обращением официального Дамаска, который передал Москве информацию местного разведсообщества. Согласно этим сведениям, диверсионно-террористические отряды боевиков, контролирующих северную провинцию Идлиб, планируют совершить теракты в портах Тартус и Латакия.
Эти меры по защите прибрежной территории также могли быть адресованы Израилю, считают наблюдатели: за последнее время ВВС ЦАХАЛ показали готовность наносить удары в порту Латакии – вблизи российских военных объектов. Свои операции на сирийской арене официальные лица Израиля традиционно объясняют необходимостью бороться с укоренением иранского военного влияния. Слабую эффективность сирийской системы в экспертной среде принято объяснять джентльменскими договоренностями между Россией и Израилем. Организованная в минувшем году встреча в Сочи между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Нафтали Беннетом показала, что понимание между странами по-прежнему сильно.
«Эксперты региона и ряд российских специалистов уверены, что новости о патрулировании военной полиции порта в Латакии связаны с попытками помешать Израилю наносить новые авиаудары, – обратил внимание «НГ» приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Начало воздушного патрулирования также вроде бы укладывается в эту канву: российская и сирийская авиация повышают контроль над воздушной обстановкой».
Однако эксперт выразил сомнение, что подобная трактовка – правильная. «Прежде всего она подразумевает, что российские военные фактически выступают в роли щита, затрудняющего удары, что информирование Израилем российского центра об операциях сократилось до минимального и что этот вопрос не был урегулирован в ходе переговоров Путина и Беннета в Сочи, – рассуждает Мардасов. – Что касается тактической цели «прикрытия на время», то с подобной задачей лучше справляется дымовая завеса, которую российские военные неоднократно ставили для выгрузки».
По словам собеседника «НГ», формальная легенда о предотвращении терактов на самом деле выглядит более реалистичной. «Если смотреть реально, тот же Банияс, который отделяет Тартус и Латакию, до сих пор является центром «гражданской» контрабанды, поэтому угроза терактов и других происшествий достаточно реальна, – отметил аналитик. – Конечно, можно предположить, что подобная мера направлена и против Ирана, только вряд ли кто-то детально будет проверять накладные. Тем более что иранские действия осуществляются под прикрытием сирийских структур безопасности».
Кроме того, как отмечает эксперт, демонстрационный совместный полет, в том числе вблизи Голан – это скорее этап работы по восстановлению боеспособности сирийских вооруженных сил, и в частности ВВС. Тем более что нынешний сирийский летный состав достаточно возрастной, подытожил Мардасов.
комментарии(0)