Лавров скажет американцам то, что не сказал Рябков. Фото Reuters |
В Женеве представители США и РФ встречаются не впервые. Еще на прошлой неделе в Женеве, напомним, вели переговоры заместители глав внешнеполитических ведомств – Сергея Рябков и Уэнди Шерман. Теперь же в Швейцарию отправятся министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, и госсекретарь Энтони Блинкен. Переговоры Лаврова и Блинкена выглядят не только как закономерное продолжение разговора двух их замов, но и как следствие желания двух сторон получше разобраться в намерениях друг друга.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» обратил внимание на то, что в комментариях экспертов и прессы стран Запада по итогам переговоров прошлой недели есть определенное разочарование тоном, который взял Рябков. Его жесткие заявления – явно не то, что хотелось бы слышать западным партнерам. «Не случайно Лавров решил завершить неделю своей пресс-конференцией, где как бы подписался под всем, что сказал Рябков», – заметил эксперт.
Показательно, что именно российский замминистра накануне переговоров 21 января сделал заявление, которое можно трактовать как свидетельство смягчения российской позиции. «Известная формула Бухарестского саммита 2008 года, что Украина и Грузия станут членами НАТО, это должно быть исключено, это должно быть заменено пониманием, что этого не произойдет никогда. Или в качестве альтернативы, если США возьмут на себя односторонние обязательства, что они никогда не будут голосовать за вступление Украины и других стран в НАТО, мы готовы рассмотреть эту опцию», – сказал Рябков на площадке дискуссионного клуба «Валдай». Ранее он же говорил только о необходимости отзыва формулы Бухарестского саммита. Причем НАТО предлагалось пойти на такой отзыв уже этим летом, на саммите организации в Мадриде. Именно требование Москвы дать от имени всего альянса жесткие юридические гарантии нерасширения за счет Грузии и Украины вызывает наибольший протест на Западе.
В то же время идея моратория на прием в НАТО этих двух государств – это то, что и в Вашингтоне, и в Брюсселе в принципе готовы обсуждать, если судить по отдельным заявлениям представителей местного экспертного сообщества. Показательна статья, вышедшая в издании Politico, близком к Демократической партии. Ее авторы – профессор Раджан Менон и один из самых видных американских экспертов по внешней политике, бывший советник президента Джорджа Буша-младшего Томас Грэм.
«Лидеры НАТО в целом признают, что ни Украина, ни Грузия, не говоря уже о других бывших советских республиках, не будут готовы к членству в альянсе в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. Это могло бы стать основанием для отсрочки решения о приеме Украины (и Грузии), но не закрывать дверь навсегда. Москва может пойти на этот компромисс, потому что знает, что НАТО никогда не пойдет на прямой запрет», – пишут авторы статьи.
Как бы то ни было, Блинкен в ходе предваряющего переговоры в Женеве визита в Киев о таком варианте компромисса с Россией не упоминал. Зато он отметил, что не привезет в Женеву письменный ответ на российские предложения по безопасности, потому что еще рано. Это, конечно, расходится с тем, что говорил его российский визави. На своей пресс-конференции 14 января Лавров утверждал, что американцы обещали представить письменный ответ «на следующей неделе».
Однако впечатляет, что Блинкен не признал диалог по предложениям России законченным. По его словам, на прошлой неделе стороны лишь озвучили собственные позиции, или, как выразился госсекретарь, «обменялись озабоченностями». При этом США еще не выяснили, какие предложения России на самом деле являются главными. Как заметил Блинкен, делегации РФ «представили целый ряд предложений – некоторые из них, очевидно, обречены на провал, например закрытие дверей НАТО для новых членов. Другие предложения, если будут действительно способствовать укреплению безопасности каждой [страны] на взаимной основе, то мы ясно дали понять, что сможем обсуждать их».
В любом случае все это похоже на начало нового раунда переговоров по российским предложениям. Очевидно также, что сам переговорный процесс закончится не скоро. Как сказал Блинкен, «мы намерены следовать по дипломатическому пути на переговорах с РФ так долго, насколько это возможно».
комментарии(0)