Фумио Кисида изложил депутатам программу работы правительства. Фото Reuters
Премьер Японии Фумио Кисида в парламенте заявил, что поведет страну к новой форме капитализма, где разрыв между верхами и низами будет сокращаться. А на международной арене задачи обозначены так: укрепление военного союза с США и Австралией для противодействия Китаю, а также угрозам КНДР. Токио обещает развивать отношения с Россией в области энергетики и вести переговоры для подписания мирного договора. Но по сравнению с Синдзо Абэ, допускавшим компромисс, позиция нынешнего главы правительства выглядит более жесткой.
В Японии, как и в Китае, 2022 год по лунному календарю именуется годом Тигра. А для политика, как утверждает газета Japan Times, это означает, что нужно вести себя наступательно.
Вот премьер и начал наступление в своей программной речи на открытии сессии нижней палаты парламента. Он говорил о борьбе с коронавирусом, возрождении экономики, проблемах в сфере безопасности и дипломатии. Если Кисиде удастся провести законодательство, которое предлагают правящие партии, то это увеличит шанс на то, что они победят на выборах в верхнюю палату, намечаемых на июль. Причем большое место в программе главы кабинета отводится долгосрочной цели – созданию новой формы капитализма. Она в представлении Кисиды может стать ключом к ускорению роста экономики. Неолиберализм с его слабым регулированием свободного рынка привел к увеличению неравенства между богатыми и бедными. Это подрывает стабильность общества. Чтобы сократить разрыв в доходах, как полагает Кисида, нужно увеличить заработки работников.
Кисида в течение пяти лет занимал пост министра иностранных дел. По теме Китая он заявил, что хочет построить конструктивные отношения. Но добавил, что потребует от Пекина ответственного поведения. Этот тезис подразумевает, что Токио встревожен наращиванием военной мощи КНР и его «настойчивостью» в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, включая притязания на острова Сенкаку (Дяоюйдао). Премьер также подчеркнул, что готов встретиться с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, чтобы вернуть граждан Японии, похищенных разведкой КНДР. Совершенствование Пхеньяном ракетно-ядерного оружия, с точки зрения Токио, неприемлемо. Япония в связи с этим может принять концепцию, предусматривающую нанесение первого удара по объектам врага.
Кисида уделил внимание и отношениям с Россией. По его словам, Япония стремится развивать связи в разных областях, в том числе в энергетике, а также вести переговоры, чтобы подписать мирный договор и решить территориальный вопрос. Но ведь переговоры об этом тянутся с 50-х годов ХХ века, а разногласия по поводу Южных Курил так и не урегулированы. В ноябре 2018 года эту тему обсудили в Сингапуре президент РФ Владимир Путин и тогдашний глава правительства Японии Абэ. Они согласились активизировать переговоры.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил: «Между Абэ и Кисидой есть определенные расхождения. Абэ договорился с Путиным, что для ускорения переговоров за основу будет взята совместная декларация СССР и Японии 1956 года. Она предусматривала передачу двух островов Японии, но только после заключения мирного договора. В 2018 году много писали у нас и в Японии, что, дескать, Абэ готов ограничиться двумя островами – меньшими. За это Абэ подвергался критике».
А Кисида говорил, что будет основываться на подходах Абэ и других договоренностях между Японией и Россией. Но он избегал упоминать о том, что в основу будет положена декларация 1956 года, подчеркнул эксперт. «Наоборот, Кисида артикулирует, что суверенитет Японии распространяется на все четыре острова. Абэ же хотя и не говорил, что отказывается от больших островов – Кунашира и Итурупа, но сосредоточился на двух меньших островах. А Кисида утверждает: четыре острова, и точка. На что Абэ, уже будучи в отставке, указывает: если все требовать сразу, можно ничего не получить», – сказал он.
Публичный отказ от всех четырех островов означал бы политическую смерть любого политика в Японии. Абэ хотел решить проблему постепенно. Сначала два острова, а потом будут вестись переговоры с надеждой на то, чтобы так или иначе получить и оставшиеся два острова. «Российские эксперты говорили, что это было окно возможностей. А пришел Кисида, и окно захлопнулось. Обоснован ли такой вывод, рано утверждать. Информации на этот счет мало», – заключил Кистанов.
комментарии(0)