Тыграйцы находятся на грани гуманитарной катастрофы. Фото Reuters
Новый представитель США в странах Африканского Рога Дэвид Саттерфилд в ближайшее время посетит Саудовскую Аравию, Судан и Эфиопию. В Судане он обсудит вопросы, связанные с переворотом и отношениями Хартума с Египтом и Эфиопией. В последней не прекращается военный конфликт между Аддис-Абебой и штатом Тыграй. Если на выводе эритрейских войск, сражавшихся на стороне федералов, Запад сумел настоять активными мерами, то прекращения конфликта добиться пока не удалось, хотя он грозит голодной смертью миллионам тыграйцев.
Об угрозе гуманитарной катастрофы в Тыграе и приграничных с ним штатах в ООН говорят постоянно. Всемирная продовольственная программа (ВПП) отметила, что ресурсы в виде продуктов питания и медикаментов для 5 млн человек на исходе, а завоз новой партии невозможен с середины декабря из-за обострения конфликта и использования боевой авиации со стороны федеральных войск. Ситуация критическая. Например, на исходе инсулин, без которого смерть в ближайшее время грозит 6 тыс. диабетикам.
О необходимости если не уладить конфликт полностью, то хотя бы прекратить блокаду Тыграя и его бомбардировки, с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом Али и будет беседовать Саттерфилд, после того как побывает в Судане, где у него запланирована встреча с противниками правления военных в стране.
Кстати, и в Судане, и в Саудовской Аравии речь о конфликте в Эфиопии неизбежно зайдет. В Судан бежало множество тыграйцев, спасаясь от войны и голода, кроме того, Хартум не преминул воспользоваться конфликтом и занял ряд спорных территорий в конце 2020 года. В Саудовскую Аравию тоже бежит множество тыграйцев, и обращение с ними не самое теплое. Однако ряд шагов Эр-Рияда поставил под угрозу саму жизнь тыграйцев. Речь идет об их депортации в Эфиопию. Из 40 тыс. депортированных примерно 40% были тыграйцами, отмечает правозащитная организация Human Rights Watch. Многие из них просто-напросто бесследно исчезли.
Обе конфликтующие стороны в Эфиопии пытаются вину за сложившуюся ситуацию свалить друг на друга. Например, Аддис-Абеба утверждает, что огромная часть гуманитарных поставок была просто «разграблена» бойцами Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ). Впрочем, позиции федералов Запад верит все меньше, хотя военные преступления за время конфликта совершались обеими сторонами. Но активных действий при этом ни Вашингтоном, ни Брюсселем пока не предпринимается. Разве что Белый дом отменил торговые преференции Эфиопии. Но окончательно в нобелевском лауреате пока не разочаровались.
Что же касается интересов, то наиболее пострадавшей стороной, помимо жителей самой Эфиопии, может оказаться Китай, у которого на африканскую страну большие экономические планы.
«Для Запада приход Абия Ахмеда к власти тоже был очень большой надеждой, и Нобелевская премия мира была отдана эфиопскому премьеру неслучайно. Впрочем, все пошло не так, как думали в Вашингтоне и Брюсселе, и гражданское общество в Эфиопии не сформировалось», – отметил заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что Эфиопия, где находится штаб-квартира Африканского союза, несмотря на отсутствие выхода к морю, занимает важную позицию с точки зрения проекции силы и является объектом соперничества между Западом и Китаем. При этом Запад в этой борьбе имеет меньше шансов, поскольку Пекин предлагает не лозунги, а реальные промышленные проекты, считает Фитуни.
«Китай учел упреки в свой адрес и снизил жесткость долговых требований. Что же касается Вашингтона, то улаживание конфликта в Эфиопии вряд ли сейчас приоритетно, когда на повестке есть, например, проблемы с Россией», – рассуждает эксперт.
комментарии(0)