Фото Reuters
Оппозиционные партии Туниса призывают сторонников и общественных деятелей принять участие в запланированных на 14 января демонстрациях, посвященных 11-й годовщине так называемой второй жасминовой революции. Именно на этот день в 2011 году в Тунисе пришелся пик масштабных выступлений, в результате которых из страны бежал президент Зин аль-Абедин Бен Али. А победа народного восстания положила начало Арабской весне, накрывшей Ближний Восток и Северную Африку.
По задумке организаторов демонстраций, ее участники должны выразить решительное несогласие с предпринятыми президентом Туниса Каисом Саидом в июле прошлого года «мерами в стиле государственного переворота». Имеется в виду приостановка работы парламента и переход ряда важнейших исполнительных и законодательных полномочий непосредственно в руки главы государства. Именно эти обстоятельства стали причиной острейшего политического кризиса, который переживает Тунис спустя 11 лет после революции 2011 года. 14 января оппозиционные лидеры называют Днем гнева.
Вместе со сторонниками исламистской партии «Ан-Нахда» (связана с запрещенными в России «Братьями-мусульманами») и объединения «Караме» на центральный столичный проспект Хабиба Бургибы должны выйти члены таких светских партий и общественных организаций, как «Демократическое движение», Республиканская партии, движение «Граждане против государственного переворота», Объединение тунисских профсоюзов и др. «Караме», в частности, требует от президента представить общественности программу по возобновлению работы парламента, защите Конституции и сохранению прав и свобод граждан.
Отдельной колонной, как ожидается, пройдет группа тунисцев, которая начнет 24-часовую голодовку с требованием немедленного освобождения Нуреддина Бхири, который является одним из заместителей руководителя партии «Ан-Нахда», и Фатхи Биляди, бывшего министра внутренних дел, подозреваемого в причастности к терроризму.
По информации тунисских журналистов, власти недавно запретили оппозиционным партиям не только принимать участие в ток-шоу на государственном телевидении, но даже переступать порог государственных телерадиокомпаний. Такое решение вызывает возмущение со стороны общественности.
Обращает на себя внимание, что сторону оппозиции в Тунисе все чаще занимают не только отставные, но и действующие работники юстиции, осуждающие действия президента, который, несмотря на многочисленные обещания вернуться к конституционному порядку, до сих пор, по сути, мало что для этого сделал.
Противоборство между властями Туниса и оппозицией происходит на фоне продолжающейся чистки внутри Министерства внутренних дел, затеянной его шефом Тауфиком Шарафуддином. Он говорит, что стремится убрать из полицейского ведомства лиц, так или иначе связанных с исламистами. На самом деле глава МВД пытается освободиться от неугодных ему лиц. Эту борьбу он ведет с переменным успехом уже довольно давно и при поддержке жены и брата президента Саида.
Главными противниками министра являются советник главы государства по безопасности Халед Яхъяуи и ряд чиновников из президентской администрации. «Жертвами» Шарафуддина стали в конце прошлого года уволенные в отставку глава разведки, шеф управления уголовных расследований криминальной полиции, глава службы национальной безопасности, начальник службы безопасности на авиатранспорте – всего около двух десятков человек. Тем не менее с подачи Яхъяуи недавно главой Национальной гвардии (жандармерии в районе Большого Туниса) был назначен один из приближенных к нему офицеров. Назначение позволило резко увеличить численность находящихся под его командованием «секьюрити», работающих в случае опасности в районе президентского дворца в Карфагене. Это делает должность Яхьяуи критически важной в угрожаемый для президента период.
комментарии(0)