Американские солдаты в Ираке скоро станут просто советниками при местной армии. Фото с сайта www.dvidshub.net
К 31 декабря США официально завершают свою боевую миссию в Ираке. Однако на практике американские военные лишь меняют статус, становясь инструкторами и советниками иракской армии. Нежелание уходить из страны объясняется и неудачным афганским опытом вывода войск НАТО, и обоснованными опасениями, что в 2022 году обстановка по крайней мере в Багдаде может всерьез обостриться. Все зависит от того, как сложатся отношения США и Ирана.
С заявлением по поводу «ухода» американских союзников ранее выступил представитель Генштаба иракской армии генерал-майор Тахсин аль-Хафаджи. Его слова 22 декабря цитирует агентство INA. Аль-Хафаджи заявил, что с 1 января все военные объекты, принадлежавшие американским войскам, перейдут под контроль иракской армии. Однако американские советники, по его словам, останутся как минимум на базах Айн-аль-Асад и Харир. Первая находится неподалеку от Багдада, вторая – рядом с Эрбилем, столицей имеющего автономный, или даже, можно сказать, полунезависимый, статус Иракского Курдистана. То есть обе базы стратегически важны. Контроль над ними вкупе с присутствием американского флота в Персидском заливе позволит американцам атаковать любой объект на территории Ирака.
Еще до интервью аль-Хафаджи глава Центрального командования ВС США генерал Фрэнк Маккензи счел нужным разъяснить, что и мандат у американских военнослужащих будет чрезвычайно широким. Так, из его слов следует, что военно-воздушные силы его страны и после 31 декабря 2021 года продолжат оказывать поддержку с воздуха иракской армии в борьбе с группировкой «Исламское государство», запрещенной в РФ и не только.
А 28 декабря в журнале New Yorker вышла статья известного американского эксперта Робин Райт. Она привела отрывки из своей беседы с Маккензи, из которой следует, что тот всерьез допускает мысль о военном конфликте с Ираном, полем битвы в котором будет в том числе Ирак. Маккензи, по словам эксперта, сказал ей, что у иранцев есть больше ракет, чем США и Израиль могут уничтожить на подлете. По оценке генерала, если начнется война, она будет непростой, продлится год, но завершится американской победой.
Таким образом, получается, что на бумаге, выводя своих военнослужащих, Армия США не покидает Ирак. Возможно, не будет даже физического вывода солдат оттуда. Все 2,5 тыс. американских военных просто будут переведены в разряд советников. Во всяком случае, такую версию отстаивает, со ссылкой на свои источники в иракском руководстве, портал Middle East Eye, близкий к властям Катара.
Опасения, что применять американские войска потребуется, внушает не столько активность суннитских джихадистов, сколько именно иранский фактор. Верховный суд Ирака своим решением от 27 декабря утвердил результаты парламентских выборов в стране. Они состоялись в октябре. Согласно официальным данным, выборы проиграли проиранские шиитские партии, связанные с военизированной сетью «Хашд аш-Шааби» («Силы народной мобилизации»). После публикации предварительных итогов голосования в Багдаде и ряде других городов начались акции протеста, вылившиеся в столкновения с силами правопорядка. В ноябре произошло даже покушение на премьер-министра Ирака Мустафу аль-Казыми. Впрочем, обвинять проиранские силы он не стал.
Как бы то ни было, в январе от Ирана и его прокси в Ираке можно ожидать неприятных сюрпризов. Во-первых, стартовал восьмой раунд международных переговоров в Вене о возвращении Тегерана к «ядерной сделке». Чем он обернется, компромиссом, который повлечет за собой снятие американских санкций с Ирана, или углублением конфликта этой страны с США, не ясно. Прогнозы делаются как пессимистические, так и оптимистические.
Во-вторых, 3 января исполняется ровно два года с момента гибели высокопоставленного иранского военного, одного из командующих Корпуса стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани. Он был убит в аэропорту Багдада в результате американского авиаудара.
«Можно надеяться, что американцы извлекли уроки из ситуации в Афганистане. Поэтому они будут тщательно взвешивать последствия своих действий в Ираке», – сказал в комментарии «НГ» руководитель Центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин. Он замечает, что американцы играли роль миротворца, до известного предела сглаживающего противоречия между различными силами в Ираке. Что будет, если в стране решат, что США самоустранились от местных дел, как считает эксперт, прогнозировать сложно. «В любом случае опасность дестабилизации, которая, как это было раньше, приобретет характер межконфессионального противостояния между шиитами и суннитами, в Ираке все еще есть», – считает Шумилин.
комментарии(0)