Аэропорт Кабула хотят контролировать представители сразу нескольких влиятельных государств. Фото Reuters
Турция не против подключить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) к управлению кабульским международным аэропортом. Такое заявление сделал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, который допустил: и Анкара, и Доха, и Абу-Даби смогли бы обеспечить функционирование важного транспортного узла совместно. Несмотря на то что многое в этом вопросе будет зависеть от взявшего под контроль Афганистан движения «Талибан» (запрещено в России), идея о подключении Эмиратов показывает масштабы борьбы международных игроков за афганскую арену. Турция же, не так давно восстановившая связи с ОАЭ, оказалась заложницей своего примирения.
О том, что формула управления кабульским аэропортом им. Хамида Карзая могла бы быть трехчастной, Чавушоглу заявил на пресс-конференции по итогам года. «До прихода талибов к власти мы руководили военным крылом кабульского аэропорта по натовской линии. Гражданской частью руководила компания из ОАЭ», – обратил внимание шеф турецкой дипломатии, отвечая на вопрос государственного издания Daily Sabah. В то же время министр уточнил, что эмиратовцы проработали там около полутора лет. Сейчас воздушная гавань нуждается прежде всего в обеспечении нормальной работы: взлетно-посадочная полоса и терминалы были сильно повреждены из-за царившего там хаоса на фоне эвакуации и кровопролитных терактов.
С конца августа технические специалисты из Катара и Турции помогают наладить работу аэропорта. Как напомнил Чавушоглу, Доха и Анкара выделили частные компании, которые разработали свои инициативы и передали Кабулу. «Талибы также озвучили свои предложения, которые анализируются, – сказал турецкий министр. – Если эти предложения будут соответствовать позиции (как Турции, так и Катара. – «НГ»), то Анкара и Доха готовы взять на себя эту роль». По словам министра, в противном случае «Талибан» будет обсуждать этот вопрос с другими заинтересованными государствами. «Это нормально, что разные страны делают предложения во время этого процесса», – успокоил аудиторию глава МИД республики.
Тем не менее за контроль над аэропортом разгорается настоящая борьба. Афганская деловая среда, представителей которой цитирует местный канал Tolo News, выступает за подписание контакта именно с ОАЭ в связи с тем, что «свыше 200 тыс. афганцев проживают в Эмиратах и имеют инвестиции там на миллионы долларов». «Контракт важен для нашего бизнес-сообщества, – говорит глава совета афганских трейдеров в ОАЭ Обайдулла Салар Хаиль. – Мы призываем нынешние власти передать управление аэропортами (Абу-Даби. – «НГ»), так как это поможет развитию страны». По его оценкам, в случае заключения договора с турками и катарцами «предприниматели из Афганистана будут ограничены в доступе и привлечении инвестиций».
Изначально шла речь о турецко-катарской формуле управления аэропортом им. Хамида Карзая. В этом месяце появились данные (см. «НГ» от 23.12.21) о готовности Анкары и Дохи заниматься целыми пятью воздушными гаванями Афганистана. Сведения были интерпретированы как признак финализации соглашений между Турцией, Катаром и «Талибаном». Однако вскоре пресс-секретарь Министерства транспорта и гражданской авиации во временном правительстве Афганистана Имамуддин Ахмади отверг распространенную информацию о достижении договоренностей. Он уточнил, что турецко-катарская техническая группа просто посетила Кабул и что консультации будут продолжаться: никакой ясности по этому поводу нет.
ОАЭ на этом фоне предпринимали самостоятельные переговорные усилия. В минувшем месяце стало известно о серии консультаций между Абу-Даби и талибами. По данным Reuters, задачей эмиратовцев было выяснить, кто будет отвечать за обеспечение функционирования международного аэропорта. По словам нескольких высокопоставленных собеседников агентства из ОАЭ, аравийское государство могло бы взять на себя ответственность и за функционирование объекта, и за доставку гуманитарных грузов. На этом фоне частный афганский авиаперевозчик Kam Air начал ежедневные полеты в Дубай. Местная государственная компания Ariana также приступила к выполнению рейсов в Дубай и Эр-Рияд.
Администрация свергнутого президента Афганистана Ашрафа Гани действительно заключила в 2020 году с базирующейся в ОАЭ компанией договоренности на обслуживание международного транспортного узла в Кабуле. Однако у этой сделки были свои странности: афганские СМИ обратили внимание на то, что заключившая договор фирма GAAC Holding Group была создана и оформлена практически накануне участия в тендере. Тогда это дало повод говорить о коррупционном характере сделки. Тем не менее сейчас, вероятно, законность этого контракта под сомнение почти не ставят: Чавушоглу рассуждает о праве Эмиратов на участие в судьбе кабульского аэропорта без всякого скепсиса.
Есть подозрения, что у Абу-Даби имеется интерес создать противовес военно-политическому влиянию Дохи и Анкары. «ОАЭ наблюдают за тем, как Катар становится любимцем Вашингтона, и их беспокоит, что это может означать, – пояснила в разговоре с Wall Street Journal бывший куратор отношений со странами Персидского залива в Совете нацбезопасности США Кирстен Фонтенроуз. – Помимо собственных интересов у них есть более широкие внешнеполитические цели: они хотят позитивных отношений с администрацией Байдена».
Что же касается Турции, то на фоне начатой в этом году нормализации отношений с ОАЭ она просто вынуждена учитывать их интересы. Особенно в свете готовности аравийского государства обеспечить значительный приток инвестиций в страдающую экономику республики.
комментарии(0)