Фото Reuters
Названа дата первой и самой важной встречи в череде переговоров по российским предложениям, касающимся безопасности. Делегации РФ и США встретятся 10 января. В преддверии этого события президент Джозеф Байден и, что самое интересное, его республиканские оппоненты временно сняли свои претензии к проекту «Северный поток – 2». В США ждут, чем закончится диалог с Россией.
Байден не стал накладывать вето на законопроект об оборонном бюджете (National Defense Authorization Act) на 2022 год и подписал этот документ. В нем не оказалось самых сильных антироссийских санкций, на которых еще в начале декабря настаивали часть Республиканской партии и многие демократы.
В оборонный бюджет не включены ни санкции против «Северного потока – 2», ни поправка, запрещающая американцам финансовые операции с российским суверенным долгом, ни включение в черные списки 35 российских чиновников и бизнесменов, в числе которых есть, например, премьер-министр РФ Михаил Мишустин и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
Байден, подписав документ, тем не менее счел нужным заметить, что делает это, лишь повинуясь чувству долга. Содержанием оборонного бюджета он недоволен. В заявлении, которое выпустила пресс-служба Белого дома, обращается внимание на три момента, которые не мешало бы поправить. Это ограничения на перевод узников тюрьмы в Гуантанамо в США или другие страны, а также положения, касающиеся вывода американских войск из Ирака и Афганистана. Байден считает, что из-за ряда положений бюджета в непрофильные комитеты Конгресса может быть предоставлена информация (в частности, данные разведки) строго секретного характера, что неконституционно. Российская часть National Defense Authorization Act каких-либо возражений у президента не вызвала.
Следует заметить, что при меньших претензиях к оборонному бюджету на 2021 год Дональд Трамп наложил на него вето, и Конгрессу пришлось его преодолевать. Но Байден счел нужным высказать только недовольство работой законодателей.
В самом бюджете впечатляет его явная антикитайская, а не антироссийская направленность. Так, на помощь в сфере безопасности Украине выделяется всего лишь 300 млн долл. – то есть практически ничего. В то же время на поддержку Тайваня и то, что называли в Конгрессе «прямыми мерами сдерживания Китая» (так называемая Тихоокеанская инициатива сдерживания – фактически перевооружение и военная подготовка армий антикитайских союзников США в регионе), предусмотрены 7,1 млрд долл. И разумеется, в документе прописаны санкционные меры против Китая, в числе которых запрет на ввоз в Соединенные Штаты товаров, произведенных с использованием принудительного труда в Синьцзяне. Общая же сумма выделенных ассигнований на оборонные расходы составляет примерно 768 млрд долл.
Против такой редакции оборонного бюджета теперь не возражают и республиканцы. А ведь именно по их инициативе в проект документа были введены поправки, касающиеся антироссийских санкций. Это не значит, что позиция республиканцев по этой теме кардинально поменялась. «Я продолжу призывать администрацию Джо Байдена немедленно ввести санкции против «Северного потока – 2». Сертифицирование этого газопровода представляет серьезную опасность для Украины», – написал в своем Twitter сенатор Роб Портман незадолго до подписания закона о бюджете. Кстати, он один из 20 американских законодателей, пообщавшихся на днях по видеосвязи с президентом Украины Владимиром Зеленским. Портман – одна из ключевых фигур в Республиканской партии при подготовке двухпартийных законопроектов. Он вообще специализируется на переговорах с демократами и проталкивании инициатив, требующих согласования различных интересов. Однако Портман в данном случае едва ли говорит от имени всей партии, хотя бы потому, что Конгресс ему скоро предстоит покинуть. В ноябре 2022 года будут перевыборы ряда сенаторов, и он намерен оставить свой пост.
Отсутствие протестов против смягченной редакции оборонного бюджета, похоже, объясняется тем, что американский истеблишмент ждет результатов переговоров с Россией. АFP сообщило, что США планируют провести эти переговоры 10 января. То, что такая дата обсуждается, подтвердил и замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, указав, правда, что окончательное решение на этот счет не принято. Интересно, что агентство ссылается на источник не в Госдепе, а в Совете национальной безопасности США. Видимо, этой структуре, а не внешнеполитическому ведомству страны принадлежит ключевая роль в налаживании контактов с РФ.
комментарии(0)