Президент Венесуэлы хочет усилить связи с еще одной жертвой американcких санкций – Ираном. Фото Reuters
Президент Венесуэлы Николас Мадуро в интервью ливанскому телеканалу Al Mayadeen заявил о том, что в ближайшее время он совершит визит в Иран, чтобы лично встретиться с президентом Исламской республики Эбрахимом Раиси. У стран много общего: они обладают большими запасами нефти, которую не могут продать из-за американских санкций. И Тегеран, и Каракас имеют сложности в экономике и испытывают трудности с наращиванием производственных мощностей. Однако помочь друг другу им сложно как раз из-за общих проблем. Грядущая встреча важнее сторонам для того, чтобы заручиться взаимной поддержкой.
«Очень скоро я отправляюсь в Тегеран с визитом, который мне предложил президент Раиси, чтобы мы встретились лично, провели беседу, подписали новые соглашения и ускорили процессы сотрудничества»,– сказал Мадуро. Также он не поскупился на ряд хвалебных эпитетов в адрес иранских лидеров, в том числе аятоллы Али Хаменеи, назвав последнего человеком «великого ума и великой мудрости».
Также он заявил, что Венесуэла никогда не откажется от поддержки Палестины.
У Венесуэлы и Ирана одни и те же проблемы: американские санкции продолжают действовать в отношении двух стран и не позволяют им продавать нефть. Ноябрьские региональные выборы в латиноамериканской стране признали в Евросоюзе, но не признали в Белом доме. Президент США Джозеф Байден пока облегчать санкционный напор не собирается. Не намерен он ослаблять давление и на Тегеран. Впрочем, иранцы сами запросили невыполнимые условия для возобновления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), и переговоры в Вене продвигаются с большим трудом.
Венесуэлу и Тегеран объединяет политическая составляющая, но помочь друг другу они все равно не в состоянии. Промышленность слаба в обеих странах. Покупать друг у друга почти нечего, да и не на что. Продавать нефть друг другу актуально только в свете того, что тяжелую венесуэльскую нефть необходимо разбавлять. Поэтому ожидать иных итогов, кроме хвалебных слов Раиси и Мадуро в адрес друг друга, не приходится.
«Каракасу, который гонят отовсюду, нужны союзники, и эту долю поддержки Мадуро получит в Тегеране. То же самое произойдет и в обратном направлении. Но не более того. При этом на словах, формально сотрудничество действительно будет расширено. Но осуществится ли оно на самом деле, большой вопрос. На бумагах у венесуэльцев все не так плохо: они даже производят автоматы АК и строят самолеты. Но не факт, что эти автоматы могут стрелять, а самолеты летать. А для разгона оппозиции ресурсов у Мадуро и так достаточно»,– сказал главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что, хотя о полноценном восстановлении экономики Венесуэлы речь пока идти не может, за последние два года ситуация все-таки стабилизировалась. Власти позволили случиться долларизации экономики, что позволило частному бизнесу вздохнуть свободнее. Но сути проблемы это не меняет.
«Из-за санкций в Венесуэлу пока вкладываться никто не собирается. Более того, российский опыт сотрудничества оказался убыточным. К тому же Москва вряд ли станет сильно помогать Каракасу, продолжая прощать долги и не получая при этом преференций взамен. Кстати, нечто похожее произошло и в Боливии, где российскому бизнесу предлагали выгодное сотрудничество, но с условием возврата части прибыли обратно в Боливию. Россияне от таких условий отказались», – пояснил Щелчков.
В конечном счете и Венесуэле, и Ирану не хватает денег. Чтобы нарастить производство, нужны финансы. Без продажи нефти взять их неоткуда.
В перспективах отношений Тегерана и Каракаса сомневается и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что сторонам будет сложно найти точки соприкосновения, особенно учитывая то, что Али Хаменеи намерен улучшать отношения прежде всего с восточными партнерами – Россией и Китаем, а также Индией и центральноазиатскими республиками.
комментарии(0)