Фото REUTERS
Фронт национального сопротивления (ФНС) Афганистана, противостоящий захватившему власть «Талибану» (запрещено в РФ), сообщил о проведении операции по устранению радикалов. Несмотря на то что талибы подчеркивают, что не видят угрозы в ФНС, ополченцы пытаются продемонстрировать, что могут создать конкуренцию «яростным муллам».
Представитель ФНС Сибгатулла Ахмади проинформировал об устранении за прошедшие девять дней 73 талибов. Ранены были около 100 боевиков. По его словам, операция ополченцев проводилась в 23 из 34 провинций Афганистана. Как обратил внимание Ахмади, «все атаки и партизанские засады были организованы так, чтобы избежать жертв среди гражданского населения и материального ущерба». ФНС понес потери: как уточнил официальный представитель, погибли семь ополченцев. Аккаунты в соцсетях, близкие к пресс-службе ФНС, утверждают, что в ответ на нападения талибы обыскивают дома мирных жителей в ряде провинций, в том числе в Панджшере – историческом форпосте сопротивления.
Еще месяц назад ФНС объявил о том, что намерен нарастить военное присутствие в нескольких районах, в частности в Кабуле, Каписе, Бадахшане и Тахаре. Ополченцы даже проинформировали о формировании своей группы в столице Афганистана. «Некоторые люди также обращаются к нам с востока и юга, однако им потребуется время, чтобы объявить о своих силах, потому что существует «Талибан», угнетающий многих пуштунов», – обращал внимание руководитель отдела внешних связей ФНС Али Майсам Назари. По его словам, этноцентрическая политика движения «Талибан», особенно на севере, убедила мирное население в целесообразности присоединения к сопротивлению.
В ФНС уверены, что стабилизация в Афганистане зависит от инклюзивного участия этноконфессиональных меньшинств в политической жизни. «В Афганистане никто не может называться большинством, однако талибы, представляя лишь одно из меньшинств, желают править всей страной, – отмечал Назари. – Проводя переговоры, притом не только от имени Панджшера, но от имени всего народа, мы стремились к построению новой структуры, которая была бы приемлема для всех афганцев». Ополченцы считают, что эффективный вариант поли системы должен предполагать децентрализацию, потому что концентрация властных полномочий в Кабуле стала одной из причин кризиса, считают в ФНС.
За последнее время подход ФНС к идее контактов с талибами поменялся. Если раньше представители ополчения давали понять, что готовы к диалогу и к построению новой госсистемы на основе сложившихся военно-политических реалий, то теперь, как свидетельствуют высказывания официальных лиц, сопротивление отвергает возможность переговоров с «яростными муллами». Это предполагает приверженность военному сценарию.
Фронт по-прежнему возглавляет Ахмад Масуд, сын убитого талибами легендарного командира Ахмада Шаха Масуда. По официальным данным, военачальник на постоянной основе находится в Афганистане, хотя его местонахождение скрыто. Известно только то, что иногда он выезжает в другие страны для переговоров с местными властями.
«Талибан» относится к возможностям ФНС скептически. «То, что они называют национальным сопротивлением, существует только на бумаге, а в самой стране вы их не увидите, – заявил как-то агентству ТАСС представитель талибов Мохаммад Сохаил Шахин. – Этим людям нет дела до народа Афганистана, и они не пользуются его поддержкой, их заботят только прежние правители. Они зависят от социальных сетей и распространяют ложные новости». По его словам, ситуация на севере Афганистана остается нормальной и мирной, в то время как сторонники движения сопротивления, которые находятся за рубежом, оторваны, по словам Шахина, от реальности в Панджшере или других частях страны.
Как отмечает замглавы азиатской программы в аналитическом Центре Вудро Вильсона Майкл Кугельман, ФНС может усилиться, если «Талибану» не удастся консолидировать власть и получить легитимность внутри страны. «Это может принести пользу нынешнему сопротивлению, – цитирует эксперта издание Diplomat. – Однако в настоящее время мы смотрим на антиталибские силы, которые достаточно скромны и в действительности не обладают такими военными возможностями, чтобы что-то сделать». По словам Кугельмана, опорой ФНС в перспективе может стать низкий уровень удовлетворенности местного населения властью талибов. А он зависит от того, смогут ли боевики справиться со своими внутренними разногласиями, подытожил эксперт.
комментарии(0)