На границе Белоруссии и Польши привыкшим к жаркой погоде нелегалам приходится нелегко. Фото Reuters
2021 год ознаменовался очередным обострением миграционного кризиса в Европе, пожалуй самым серьезным за последние пять лет. По масштабу с кризисом 2015–2016 годов, когда поток беженцев, насчитывающий сотни тысяч человек, хлынул в страны ЕС через Турцию и Средиземное море, события уходящего года несравнимы. Но в Брюсселе и европейских столицах все равно бьют тревогу.
Количество нелегальных мигрантов, желающих попасть в ЕС, увеличивается. Особенно явно это почувствовали в Великобритании. Через Ла-Манш в этом году туда добралось рекордное число нелегалов. В британском внешнеполитическом ведомстве даже всерьез задумались над тем, чтобы пожертвовать членством в Конвенции по правам человека, дабы иметь возможность более жестко и оперативно справляться с проблемой.
Тема нелегальной миграции стала серьезно обострять отношения Великобритании и ЕС. Особенно большие проблемы у страны с Францией. В Лондоне утверждают, что страна-соседка не исполняет своих обязанностей по пресечению потока нелегальных мигрантов. В Париже в ответ заявляют, что полностью контролировать пролив Ла-Манш усилиями одной страны невозможно. Несколько раз министр внутренних дел Великобритании Прити Пател грозилась потребовать обратно 66 млн евро, которые были даны Франции для усиления береговой охраны. Гибель более 30 нелегалов в конце ноября вновь поставила ребром вопрос о том, как контролировать Ла-Манш.
В других странах приезд нелегалов освещался СМИ не настолько активно, хотя до берегов Испании и Италии большие партии выходцев из стран Ближнего Востока добирались регулярно. Скандалов, связанных с отказом в приеме очередной партии нелегальных мигрантов, стало заметно меньше, чем тогда, когда главой министерства внутренних дел был лидер ультраправой партии «Лига» Маттео Сальвини. Он покинул свой пост в конце 2019 года.
Особняком в теме проникновения нелегальных мигрантов в Европу стала ситуация на границах Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией. Там скопились тысячи граждан ближневосточных стран (главным образом курды из Ирака), желающие попасть в ЕС. Между тем позиция Евросоюза однозначна: в данном случае имеет место не миграционный кризис, а спланированная «гибридная атака», организованная Александром Лукашенко, возможно, при участии Кремля. В Минске и Москве обвинения в свой адрес отрицают. Бесспорным фактом остается только то, что белорусские пограничники как минимум не мешали нелегалам прорываться в Польшу. Процесс притока мигрантов на восточную границу ЕС начался весной, а осенью возник полноценный дипломатический кризис. Против Белоруссии введены дополнительные санкции Евросоюза. Это, а также интенсивный переговорный процесс, дало свои плоды: тысячи соискателей убежища в странах ЕС вернулись домой. Правда, палаточные городки на границе с Польшей и Литвой по-прежнему не пустуют.
комментарии(0)