Фото Reuters
Конгресс США намерен усилить контроль над политикой администрации президента Джозефа Байдена в Сирии. Ряд требований к исполнительной власти вошел в состав проекта американского оборонного бюджета на 2022 финансовый год, одобренный Сенатом. Инициативы на сирийском направлении называют признаком тотального несогласия законодателей со стратегией Вашингтона, которая привела к тому, что сирийское руководство получило большие дипломатические уступки.
На то что проект оборонного бюджета может ужесточить требования к сирийской политике администрации президента США, обратило внимание издание Al-Monitor. Ряд поправок, авторами которых являются глава комитета по международным отношениям в Палате представителей Грегори Микс и председатель подкомитета по Ближнему Востоку Тед Дойч, обязывают Белый дом отчитываться о стратегии выхода из сирийского конфликта, тактике переговоров по проблеме с Россией и Турцией и графике предоставления помощи сирийской вооруженной оппозиции. От Белого дома также требуют убедить другие страны забрать своих граждан, находящихся в лагерях для боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), и членов их семей.
В то же время администрацию президента США делают подотчетной за усилия по предотвращению дипломатической нормализации отношений между Дамаском и другими странами арабского мира, которая, как опасаются законодатели, может привести к возвращению Сирии в Лигу арабских государств. С учетом того, что за последние месяцы команда Байдена показала готовность к ослаблению части санкций против руководства Сирии, на Белый дом накладывают обязательство отчитываться о финансовых ресурсах семьи президента Башара Асада.
В некоторых политических кругах обвиняют Байдена в безразличии к тому, что происходит в Сирии. Ему ставят в вину нежелание препятствовать дипломатическому сближению между Дамаском и другими арабскими столицами. Впрочем, администрация Байдена не стала принимать решений, касающихся военного присутствия на северо-востоке Сирии. Как отмечали американские официальные лица, военнослужащие остаются в этих районах, чтобы противостоять остаткам ИГ. Дональд Трамп не стеснялся говорить о том, что развернутый там контингент нужен для охраны нефтяных точек.
В разговоре с «НГ» научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин заметил, что инициативность со стороны Конгресса давала о себе знать и при Трампе. Самый яркий пример – дискуссии вокруг закона о противодействии врагам Америки посредством санкций (CAATSA), в ходе которых наблюдалась попытка редуцировать влияние Белого дома на механизм принятия внешнеполитических решений. «Если говорить о подходах Байдена, я бы сказал, что по некоторым моментам есть преемственность, – пояснил аналитик. – Например, если взять Афганистан, Байден дистанцируется от Трампа и противопоставляет себя ему, но он фактически завершил то, что тот начал».
Активного участия в сирийском вопросе нынешняя команда Байдена не проявляла, отмечает собеседник «НГ». «Сирия пока находится для нее на втором плане», – говорит Кошкин. «Внешняя политика становится частью внутренней, – полагает эксперт, – потому что она прямо влияет на внутренние дебаты в Конгрессе и на то, как будут распределяться деньги налогоплательщиков. Кроме того, внешняя политика частично формирует и образ Байдена. К примеру, арабо-израильский конфликт на нем сказался негативно, как и вывод американских войск из Афганистана. Ошибки по этим направлениям серьезно подорвали рейтинги и углубили раскол между Байденом и левыми прогрессистами в Демократической партии. Это усугубило внутренние противоречия».
По словам собеседника «НГ», стремление Конгресса играть большую роль в сирийском досье объясняется усталостью затяжной войной в Арабской Республике и участием США в ней. «Если мы конкретно проанализируем пункты того, что предложили конгрессмены, то можно сказать, это результат убежденности Конгресса в том, что Байден не уделяет достаточного внимания конфликту и идет на уступки, и что его нужно взять под контроль для решения проблемы, – подчеркнул Кошкин. – Говоря шире, это попытка Конгресса посягнуть на право президента проводить внешнюю политику».
Эксперт не исключает, что дает о себе знать и межведомственный кризис – между Белым домом и Госдепом, с одной стороны, и Пентагоном – с другой. «У Пентагона наверняка есть свои лоббисты в Конгрессе, которые тоже находятся под влиянием определенной повестки», – подытожил собеседник «НГ».
комментарии(0)