Предложения России, переданные Сергеем Рябковым, Запад осудил, но не отверг. Фото Reuters
НАТО обсудит на следующей неделе российские предложения по гарантиям безопасности. Об этом сообщила министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт. Хотя в целом реакция на российские предложения оказалась критической, примечательно то, что и США, и ключевые европейские союзники Вашингтона, не отвергли их с ходу.
Российские предложения по безопасности, озвученные 17 декабря замминистра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым, а также два проекта документов, которые Кремль предлагает подписать, активно комментируются на Западе. В целом наибольшее внимание уделяется нескольким аспектам «путинского ультиматума», как назвал слова замминистра американский журнал National Interest.
Россия выступила в роли наследницы СССР, второй сверхдержавы, которая считает себя вправе предлагать Западу равноправные сделки. Обращается внимание на то, что в российских предложениях есть только одна ссылка на договор, заключенный РФ. Речь идет об Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, заключенном в 1997 году, еще до расширения Североатлантического альянса за счет Прибалтики и бывших государств-членов Варшавского договора. К его положениям призвал вернуться Рябков. Остальные договоры, которые фигурировали и в его речи, и в проектах представленных им документов, заключались при СССР. Причем Россия предлагает договоренности не с НАТО, а с США. Это делает их неприемлемыми для Вашингтона, указала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
«Переговоры по европейской безопасности не состоятся, если в них не будут задействованы наши европейские союзники и партнеры», – подчеркнула она. Но сама возможность обсуждения российских предложений Белым домом не отвергается. «Мы в принципе готовы к диалогу. Сейчас Россия изложила свои опасения по поводу действий Америки и НАТО.
Кремль хочет, чтобы процесс расширения НАТО на восток завяз. Фото со страницы NATO в Flickr |
В пятничных инициативах РФ также впечатлило то, что в американо-китайском противостоянии Москва готова выступить на стороне Пекина. Ведь появление американских ракет в Азиатско-Тихоокеанском регионе (мера явно антикитайская), как подчеркивал Рябков, повлечет за собой изменение позиции Москвы по размещению ракет средней и меньшей дальности. Где Россия разместит в этом случае свое ракетное оружие, замминистра не сказал.
И конечно, впечатлил ключевой пункт российских предложений – о нерасширении НАТО на восток, отзыве соответствующих обещаний, данных на Бухарестском саммите 2008 года Украине и Грузии. Та же Лампрехт во время своего визита в Литву повторила то, что на Западе официальные лица разного уровня повторяли неоднократно. «Мы должны четко дать понять, что Россия не имеет права рассказывать партнерам НАТО, как им вести себя. Этот вопрос вообще не подлежит обсуждению», – сказала она, напомнив о том, что тему введения новых санкций против РФ в случае ее вторжения на украинскую территорию никто не снимал. Однако сам факт необходимости переговоров (в ее терминологии – консультаций) Лампрехт не оспаривала. За «откровенный и прямой диалог с российской стороной» высказалась и министр обороны Франции Флоранс Парли в интервью газете Journal du Dimanche.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» предположил, что, несмотря на уверения Рябкова об обратном, российские предложения не рассчитаны на то, что их примут целиком. Как считает эксперт, в них есть программа-максимум и программа-минимум. Вторая, полагает Васильев, скорее всего включает в себя цель добиться неразмещения американских ракет средней дальности в Европе. «Конечно, чем закончится российско-американский диалог, никто прогнозировать не берется, но в нем по-своему заинтересован и Кремль, и Белый дом», – считает эксперт. Интерес Джозефа Байдена, например, в том, чтобы продемонстрировать своим оппонентам-республиканцам, что в условиях переговоров, где на кону – война, нельзя расшатывать администрацию Белого дома и грозить президенту импичментом.
комментарии(0)