Главы МИД ЕС во многом не согласны друг другом, однако в оценке роли вагнеровцев они едины. Фото с сайта www.consilium.europa.eu
В Брюсселе главы МИД ЕС одобрили введение нового санкционного механизма в отношении Мали. Теперь санкции, связанные с ситуацией в этой стране, Евросоюз может принимать самостоятельно, а не во исполнение решений, принятых на уровне ООН. Фактически первой мерой такого рода стало включение в черный список юридических и физических лиц, причастных к деятельности ЧВК Вагнера – структуры, существование которой РФ официально не признает.
Брюссельская встреча была в значительной степени посвящена взаимоотношениям Евросоюза со странами Латинской Америки и Африки. Одним из самых важных стал вопрос о Мали. Еще 8 декабря послы стран ЕС приняли решение о санкциях, касающихся ЧВК Вагнера. Правда, формально этой компании инкриминируются нарушения прав человека в Сирии, а не Мали, куда ее бойцы, по некоторым данным, этой осенью были переброшены. Поэтому главы МИДов проголосовали за санкции против вагнеровцев без обсуждения.
Всего в черный список попали четыре юридических и восемь физических лиц. Конкретные имена и названия будут опубликованы во вторник. Тем не менее информация по крайней мере о части фигурантов черного списка в прессу уже попала. Упоминаются имена руководителя самой ЧВК Вагнера – Дмитрия Уткина, неких Станислава Дичко и Валерия Захарова, якобы причастных к деятельности ЧВК в Сирии и Центрально-Африканской Республике соответственно. Всем, кто попал в черный список, запрещается въезд в Евросоюз и пользование банковской системой стран ЕС. А юридические лица теряют возможность для кредитования в Объединенной Европе.
Послы ЕС также 8 декабря согласовали новый санкционный механизм в отношении Мали, который теперь одобрен главами МИДов и вступил в силу. Суть новшества в том, что для введения санкций, связанных с событиями в этой стране, находящейся вдалеке от Европы, достаточно решения ЕС. Можно сказать, что теперь Мали символически включена в европейскую сферу влияния. В заявлении Совета ЕС подчеркивается, что Евросоюз теперь может «в одностороннем порядке накладывать ограничительные меры на частных лиц и организации, ответственные за подрыв мира, безопасности и стабильности в Мали или за препятствование процессу передачи власти» в этой стране, где, напомним, в мае 2021 года произошел военный переворот и вопрос о появлении легитимной, всенародно избранной власти пока не решен.
«Нет никакого сомнения, что Париж пролоббировал данное решение, чтобы наказать власти Мали за связи с Россией. Франция, с одной стороны, говорит, что зон влияния в современном мире быть не должно, но вместе с тем вопрос Мали очень ее беспокоит. При этом непонятно, почему, скажем, американские ЧВК, по мнению Елисейского дворца, могут действовать свободно, в том числе в Африке, а российские нет», – сказал в комментарии «НГ» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Мали становится центральной точкой противостояния в Африке между Россией и Францией. Французы сократили здесь свой военный контингент, борющийся с местными джихадистами. Однако власти Мали активизировали свои контакты в военной сфере с Россией. Появились сообщения о контракте с ЧВК Вагнера, которые официально ни малийские, ни российские власти не подтверждают. Якобы частная военная компания будет получать по 11 млн евро ежемесячно за охранную деятельность на севере Мали в тех районах, откуда ушли части Иностранного легиона.
Эксперты отмечают, что сокращение своего контингента за рубежом французские власти объясняют как политическими, так и финансовыми причинами. Пребывание войск в странах Сахеля обходится дорого, мотивы их нахождения там для французского общества неочевидны. Между тем превратить антиджихадистские операции в регионе в общеевропейские у Франции не получается. Федоров подчеркнул, что Париж пытался привлечь к операции в Африке членов ЕС, но кроме получения скромной помощи от эстонцев успехов в этом направлении не достиг.
«Французы снижают количество своих военнослужащих в Мали, но при этом уйти из страны совсем они не могут. Это будет означать признание собственной неудачи, что было бы особенно неприятно для президента Эмманюэля Макрона перед президентскими выборами 2022 года», – отмечает Федоров. Поэтому будет военное присутствие и РФ, и Франции, если, конечно, санкции ЕС не побудят Москву все-таки признать существование вагнеровцев и вывести их из Мали.
комментарии(0)