Мост через Ялуцзян пустует отнюдь не по вине Пекина. Фото Reuters
В декабре исполняется 10 лет с тех пор, как в КНДР пришел к власти Ким Чен Ын. Будто бы специально к этой дате он почти полностью закрыл границы и заморозил связи с Китаем, откуда в страну поступают товары первой необходимости. Эксперты объясняют это не только пандемией, а больше тем, что Пхеньян рассматривает Пекин как главную угрозу для режима, существующего в стране.
Раньше граница между КНДР и Китаем была довольно прозрачной. Многие северокорейцы в поисках лучшего заработка или спасаясь от преследований уходили в Поднебесную. Теперь же Financial Times утверждает, что Пхеньян использовал инфекцию коронавируса, а также соперничество между США и Китаем для того, чтобы усилить контроль и над экономикой, и над границей с КНР.
Как ни парадоксально это выглядит, курс на почти полную изоляцию страны от мира Северная Корея проводит именно благодаря поддержке Пекина. Китай не одобряет программу наращивания арсеналов ядерного и ракетного оружия КНДР. Но в то же время он полон решимости оберегать правление Кима и раздел Корейского полуострова на два государства, так как крушение режима на Севере позволило бы американцам разместить свои войска прямо у границ Поднебесной.
«Широко распространенное мнение об идеологической солидарности между Китаем и Северной Кореей совершенно не обосновано. Северокорейская контрразведка смотрит на Китай как на самую большую угрозу для безопасности, поскольку у него есть потенциал подорвать режим изнутри», – говорит Андрей Ланьков, эксперт Университета Kookmin в Сеуле. Антипатия между двумя коммунистическими режимами уходит корнями в корейскую войну. Китай тогда фактически спас КНДР, отправив на полуостров сотни тысяч своих «добровольцев». Но Северная Корея отказывается признать свой долг перед ними. В официальном докладе (на 70 страниц) о войне 1950–1953 годов есть лишь три упоминания о роли «добровольцев». Это раздражает Пекин.
После войны отец-основатель КНДР Ким Ир Сен вычистил всех функционеров, кто поддерживал тесные связи с Китаем. А Китай вывел к концу 50-х годов свои войска из Северной Кореи. Юнь Сунь, директор программы «Китай» в мозговом тресте Stimson Center в Вашингтоне, ссылается на корейскую пословицу: «Япония – это столетний, а Китай – тысячелетний враг».
В период холодной войны отношения между Китаем и КНДР оставались напряженными. Пхеньян использовал себе на пользу расхождения между Китаем и Советским Союзом, а Пекин, в свою очередь, давал убежище видным северокорейским перебежчикам, которые в перспективе могли стать лидерами страны. Много позже, после смерти Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира, в 2013 году был обвинен в попытке государственного переворота Ким Сон Тхэк, родственник нынешнего лидера, занимавший ряд важных государственных и партийных постов. После заседания военного суда его расстреляли.
Затем последовало убийство в аэропорту Куала-Лумпура Ким Чен Нама, сводного брата Ким Чен Ына. Нам до прилета в Малайзию жил под защитой КНР, как сообщалось, в ее особом административном районе Макао.
Когда в 2017 году Пхеньян провел испытания межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь территории США, Китай совершил беспрецедентный шаг, согласившись с суровыми санкциями, которые наложила на КНДР ООН. В результате режим стал еще более зависеть от поставок из Китая. КНР, по мнению аналитиков, вынужденная поддерживать КНДР как буфер между собой и американскими частями, дислоцированными на Юге, будет продолжать снабжать ее в минимальном масштабе товарами. Но не более того.
Иллюстрацией нынешних отношений между Китаем и КНДР может служить мост через реку Ялуцзян, по которой проходит часть государственной границы. Мост был возведен в 2013 году на деньги китайцев, но с тех пор не используется, как утверждает западная пресса.
В беседе с «НГ» Моисей Ким, один из руководителей Общероссийского объединения корейцев, отметил, что действительно движения по мосту нет. «Нельзя сказать, что торговый обмен совсем закрыт. Но он уменьшился. Не думаю, что разлад будет вечным. Или китайского лидера позовут, или сам глава КНДР поедет, и тогда все же договорятся о политике, устраивающей обе стороны. На Востоке так часто бывает», – полагает эксперт.
На фоне слухов о неурядицах в китайско-северокорейских связях снова стали упоминаться в западной прессе Европейский институт ЮСТО и его ректор Дмитрий Соин. Администрация США решила подвергнуть институт санкциям за то, что он якобы способствовал отправке северокорейских рабочих в Россию.
Моисей Ким говорит, что одно время в России было до 30 тыс. северокорейских рабочих. Но сейчас число их уменьшается. Тем более что Россия поддержала санкции ООН. Эти санкции предполагают, что северокорейские рабочие должны покинуть РФ.
комментарии(0)