Фото REUTERS
Депутаты Народной скупщины Республики Сербской (РС) проголосовали за выход из состава вооруженных сил, а также налогового и судебного контроля Боснии и Герцеговины (БиГ). Эти три элемента являются столпами хрупкого единства государства, созданного на основе Дейтонских соглашений 1995 года. Лидер РС Милорад Додик утверждает, что произошло судьбоносное событие. Однако не факт, что БиГ теперь точно распадется.
Нельзя сказать, что Народная скупщина проявила единодушие. Депутаты, которые были против решения, покинули парламент еще до голосования. Фактически в зале оставались только сторонники лидера РС. В итоге за решение проголосовали 43 депутата из 83. Додик заявил с трибуны, что не верит в жизнеспособность БиГ, которую назвал не иначе как «экспериментом, не имеющим внутренней способности к выживанию».
Додик заявил с трибуны, что не верит в жизнеспособность БиГ, которую назвал не иначе как «экспериментом, не имеющим внутренней способности к выживанию».
Представители США, Британии, ЕС, Германии, Италии и Франции осудили принятое решение и назвали его шагом на пути дальнейшей эскалации ситуации. «Члены правящей коалиции Республики Сербской должны осознавать, что продолжение этого тупикового пути оспаривания рамок Дейтонских соглашений наносит ущерб экономическим перспективам образования, угрожает стабильности страны и всего региона и ставит под угрозу будущее Боснии с ЕС», – говорится в совместном заявлении послов.
Запад уповает на специфическое политическое устройство РС. Проголосовала лишь нижняя палата парламента. В 2002 году была создана и верхняя палата – Палата народов. Она имеет право наложить вето на любое решение палаты нижней. В Палате народов из 28 депутатов сербов представляют лишь 8. Остальные 16 у боснийцев и хорватов, еще 4 у национальных меньшинств.
Именно это обстоятельство мешает решению, принятому сторонниками Додика, стать законом. Следует отметить, что и покинуть государственные институты БиГ без санкции Палаты народов тоже нельзя. Однако вопросом остается то, насколько сербы для проведения своих решений будут готовы пойти на открытый конфликт, который грозит новой гражданской войной. Возможно, Додик просто блефует, стараясь получить уступки от Сараево и западных посредников, а возможно, и нет. Нельзя не отметить, что лидер сербов недавно провел встречу с президентом РФ Владимиром Путиным, и в интервью «НГ» весьма лестно отозвался о ней (см. «НГ» от 05.12.21).
Государство, де-факто состоящее из двух государств, РС и мусульмано-хорватской федерации, действительно не выглядит прочным. Очередным испытанием для него стали летние события, когда верховный представитель по БиГ, австрийский дипломат со словенскими корнями Валентин Инцко издал директиву о введении уголовного преследования за отрицание геноцида в Сребренице. Преемник Инцко Карл Шмидт, к неудовольствию властей РС, подтвердил ее. Право верховного представителя выносить такого рода решения активно оспаривает Додик. Да и саму эту должность, появившуюся в результате Дейтонских соглашений, он считает незаконной.
Решение Народной скупщины было весьма прохладно встречено в соседней Сербии. Там сейчас – свои проблемы. Они касаются планов президента Сербии Александара Вучича наладить разработку лития в стране силами конгломерата Rio Tinto. Его противники выступают за то, чтобы вопрос добыче полезных ископаемых согласовывался бы с населением. Но Вучич их беспокойство игнорирует. Уже вторую неделю идут протесты в связи с подписанием главой государства закона о референдуме, который отменяет требование 50-процентной явки. Закон, дающий право зарубежным компаниям добывать полезные ископаемые в Сербии, Вучичем пока не подписан. В этих условиях президенту Сербии явно не хочется беспокоиться еще и о ситуации в РС. Тем более что Еврокомиссия уже выразила крайне негативное отношение к решению Народной скупщины. В своем заявлении она утверждает, что теперь перспективы вступления БиГ в Евросоюз оказываются под ударом. Большие проблемы на пути евроинтеграции возможны и у Сербии. Все это играет не на руку Додику, которому, возможно, придется смириться с тем, что решение Народной скупщины не будет иметь каких-либо последствий.
комментарии(0)