Найти общий язык с Путиным для Байдена куда важнее, чем провести Саммит за демократию. Фото Reuters
В пятницу, 10 декабря, Джозеф Байден намерен сообщить о дате встречи на высоком уровне между РФ и странами – членами НАТО. Американский президент объявил об этом в среду, сказав при этом, что обсуждаться будет озабоченность России по поводу активности альянса. Эти слова Байдена – резкий поворот в восточной политике Запада. Ранее и США, и их европейские союзники исходили из того, что озабоченность Москвы расширением НАТО обсуждению не подлежит. Как ожидается, в пятницу же Белый дом конкретизирует свою позицию по данному вопросу на встрече глав МИД «группы семи» в Ливерпуле.
О предстоящей встрече Байден объявил во время короткого брифинга на лужайке Белого дома перед посадкой в президентский вертолет. Комментируя свои онлайн-переговоры с Владимиром Путиным, состоявшиеся днем ранее, президент США сказал, что многосторонняя встреча на высоком уровне пройдет между Россией и по меньшей мере четырьмя странами – членами НАТО. Вероятно, Байден имел в виду кроме Соединенных Штатов Францию, Германию и Великобританию. Именно с их лидерами американский президент поговорил по телефону в первую очередь после беседы с Путиным. Интересно, что ради этих звонков Байден отложил свое общение с президентом Украины Владимиром Зеленским. А ведь именно украинский вопрос был главной заявленной темой онлайн-беседы американского и российского лидеров.
Впечатляет также, что на будущей российско-натовской встрече, по словам президента США, обсуждаться будет не только вопрос, как он выразился, «снижения напряженности на восточном фланге» альянса, но и «озабоченность России по поводу НАТО». Это в американской политике нечто новое. Чиновники США и НАТО самого разного ранга неоднократно и для самых разных аудиторий заявляли, что расширение альянса на восток, недовольство которым Путин также неоднократно выражал, обсуждению с Москвой не подлежит. Вспомним, например, заявление, которое сделал на прошлой неделе генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Это только 30 союзникам решать, когда Украина готова стать членом НАТО: никто другой не имеет права вмешиваться в этот процесс. И это суверенное право каждой нации, такой как Украина, запросить членство (в альянсе. – «НГ»)», – сказал он.
То, что слова Байдена – не случайная оговорка, которые в речах 78-летнего политика, увы, бывают, свидетельствует и брифинг помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана по случаю беседы российского и американского президентов. В нем, пусть и с меньшей долей категоричности, повторяется то, о чем сказал американский президент. «Мы считаем, что должен существовать альтернативный путь, с помощью которого мы можем достигнуть прогресса в дипломатии по проблеме Донбасса, Минских соглашений и Нормандского формата, в котором мы можем обсуждать озабоченности в вопросах безопасности со стороны НАТО, Америки и России», – сказал Салливан.
В Кремле считают Североатлантический альянс угрозой, а альянс считает угрозой Кремль. Фото Reuters |
Актуальным сейчас остается вопрос, в каком формате пройдет встреча, о которой говорил Байден, и какое решение по ее итогам будет вынесено. Столтенберг в среду напомнил, что в силе остается предложение возобновить работу Совета Россия–НАТО, приостановленного в 2014 году. Но это явно не то, на что рассчитывают в Кремле. Во всяком случае, выйти на заключение юридически обязательного документа о нерасширении НАТО на основе этого формата взаимодействия невозможно. А именно этот документ, как подчеркивал Путин, и является целью российских переговоров с альянсом.
комментарии(0)