Сергей Лавров пригласил Индию в «расширенную тройку» по афганскому урегулированию / Фото с сайта МИД РФ
У России и Индии единая позиция в отношении афганского «Талибана» (организация запрещена в РФ). Об этом в ходе визита в Нью-Дели 6 декабря с.г. заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Похоже, Москва обозначила готовность внести существенные коррективы в свою афганскую стратегию, которая до сих пор ориентировалась на приоритетное сотрудничество с Пакистаном.
«У нас с индийскими коллегами единая позиция - талибы должны выполнить дававшиеся заверения в обеспечении инклюзивного, этнополитического характера новой структуры власти, прав человека, недопущении сохранения на территории Афганистана террористической и наркоугрозы и «перелива» нестабильности в соседние государства», - заявил Сергей Лавров на пресс-конференции в столице Индии, комментируя итоги встречи со своим индийским коллегой Субраманиамом Джайшанкаром.
Таким образом, глава МИД РФ дал понять, что ни о каком «авансовом» признании со стороны Москвы режима талибов в Афганистане речь не идет. Очевидно, не планирует сегодня российская сторона торопиться и со снятием санкций с «Талибана» и его лидеров.
Более того, Сергей Лавров озвучил готовность российской стороны пригласить индийских представителей к работе «расширенной тройки» (Россия, США, Китай плюс Пакистан) – одной из основных международных площадок по проблеме афганского урегулирования. По словам главы российского внешнеполитического ведомства, «с нашей точки зрения, есть основания подключить к работе этой структуры Индию и Иран».
Напомним, что всего лишь около четырех месяцев назад директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, курирующий афганское направление российской дипломатии, категорически отказывал Индии в возможности участвовать в работе «расширенной тройки» - на том основании, что Нью-Дели не обладает влиянием на движение «Талибан». «Формат «расширенной тройки» с участием России, США, Китая и Пакистана созван исключительно для содействия запуску межафганских переговоров, ведущих к национальному примирению. Там участвуют только страны, у которых однозначное влияние на обе стороны конфликта», - заявил 20 июля Замир Кабулов. Ранее некоторые эксперты высказывали предположения, что отказ Москвы пригласить Нью-Дели к участию в формате «расширенной тройки» был связан с сопротивлением Исламабада, к позиции которого всегда очень внимательно прислушивался Замир Кабулов.
Судя по заявлению Сергея Лаврова 6 декабря, российская сторона пересмотрела свое отношение к взаимодействию с индийскими партнерами по проблеме афганского урегулирования. Очевидно, что это связано как с неэффективностью всех имеющихся международных площадок, в которых не принимает участия Индия, так и с разочарованием Москвы в действиях правительства талибов в Кабуле.
Вполне вероятно, что это разочарование России коснулось и позиции Пакистана, который оказался не способным убедить режим «Талибана» в Афганистане более внимательно отнестись к российским условиям и рекомендациям, связанным с формированием инклюзивного афганского правительства, обеспечением реального представительства интересов таджикских, узбекских, хазарейских и других этнополитических групп, а также с неимитационной борьбой с наркотиками и «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ). Не исключено, что у Москвы также появились сомнения в искренности пакистанских партнеров, которые вряд ли полностью отказались от практики закулисных игр с соперниками Кремля – прежде всего, Соединенными Штатами и Великобританией, реанимирующими в последнее время свою активность на афганской шахматной доске.
Намерение России действовать теперь вместе с Индией на треке афганского кризиса, безусловно, не понравится Пакистану и талибам, однако расширит коридор политических возможностей Москвы, заинтересованной, прежде всего, в обеспечении своих интересов и защите союзников в Центральной Азии. Ожидаемое присоединение к российско-индийскому дуэту Тегерана (возможность чего также анонсировал Сергей Лавров) создаст внутри «расширенной тройки» по афганскому урегулированию первую устойчивую коалицию региональных игроков, объединенных общим интересом. Это позволит усилить политическое давление на руководство талибской хунты с целью принуждения его к принятию российских рекомендаций, одновременно существенно сократив пространство для неконструктивных маневров и игр со стороны талибов и их пакистанских операторов.
комментарии(0)